В этой статье мы попробуем дать ответ на три вопроса, касающиеся веб-аналитики. Именно эти вопросы чаще всего терзают людей, с ней ранее не сталкивавшихся.

1. Зачем нужна веб-аналитика? Можно ли обойтись без неё?

Краткое определение веб-аналитики:

— это анализ показателей вашего бизнеса с помощью некоторого инструментария, который помогает выявить проблемы и достичь желаемого результата.

То есть, веб-аналитика — это не что-то теоретическое, отвлечённое и не имеющее никакого отношения к реальной жизни; это то, что нужно каждому, кто хочет достичь измеримого результата в виде продаж, заказов или клиентов.

Как сказал один из авторитетных экспертов по веб-аналитике Брайан Клифтон: «Веб-аналитика — это термометр для вашего веб-сайта, который постоянно следит за его здоровьем».

Аналогия здесь полная: веб-аналитика — это крайне необходимый инструмент в руках человека, который хочет, чтобы его сайт или рекламная кампания не просто работали «как-нибудь и на авось», а показывали постоянный рост в количественных и качественных показателях. Конечно же, доктор может обойтись без термометра и фонендоскопа при осмотре пациента, но тогда на основании чего он будет ставить диагноз и по каким признакам выписывать рецепт? Так же и в случае с веб-аналитикой: без неё — совершенно непонятно, каким образом, в каком направлении и на основании чего вы хотите развивать свой бизнес. Без веб-аналитики вы похожи на водителя мощного спорткара, который ведет по трассе машину на скорости в 250 км/час с завязанными глазами. Конечно, так можно. Но каков будет результат?

2. Чем веб-аналитика может помочь в ведении бизнеса?

Прежде чем ответить на ваш вопрос, задам встречный: вам нравится ваш сайт?

Ответили? Знаете, согласно старой поговорке, на вкус и цвет — товарищей нет. Уверен, что если вам он нравится, то найдется, как минимум, десять человек, которым он покажется неудобным. Так чьё же мнение авторитетней? Веб-аналитика переадресовывает этот вопрос аудитории вашего сайта и оперирует статистическими показателями — то есть, не опрашивает отдельных пользователей, а получает мнение в среднем по аудитории. Получает в количественном эквиваленте, а значит — результат здесь вполне измеримый. Если большая часть посетителей уходит с той же страницы, на которую они зашли — с определённой степенью достоверности можно утверждать, что им что-то не понравилось на ней. Если выразить это число в проценте от общего трафика сайта — это будет уже объективный критерий. Или другой объективный критерий — среднее количество посещенных посетителями страниц.

Итак, чем же может быть полезна веб-аналитика для бизнеса? С помощью веб-аналитики вы можете:

  • определить рентабельность инвестиций в рекламу (здесь, в отличие от той же рекламы в оффлайне, всё чётко и понятно: в этот канал вложил столько-то, получил с него столько-то — полная измеримость результатов);
  • определить эффективность каждого канала в интернете (контекстная реклама, органический поиск, реферальные сайты, товарные площадки, e-mail рассылка, тизерные сети, баннерные сети и тому подобное);
  • узнать, какие из маркетинговых ходов оказались наиболее эффективными;
  • узнать, какие сегменты пользователей представляют собой наибольшую ценность, то есть, совершают заказы услуг или покупки товаров (к примеру: домохозяйки, любители спорта за тридцать, школьники, средний бизнес или кто-либо еще);
  • что нужно сделать, чтобы посетители сайта стали клиентами (это ведь не синонимы — посетителей может быть много, а клиентов, совершивших покупку/заказ — мало);
  • определить тенденции поведения посетителей на веб-сайте (что им нравится, а что нет; что соответствует их ожиданиям, а что нет; что читают, каким функционалом сайта пользуются, на какие страницы переходят);

Не будем забывать древнюю пословицу: «Предупрежден (в нашем случае — ознакомлен) — значит вооружен». Имея данные веб-аналитики, вы, фигурально выражаясь, будете точно знать: когда и где нужно забросить удочку, на какую глубину выставить поплавок, на какую наживку ловить крупную рыбу. Согласитесь — это даёт большое преимущество перед конкурентами.

3. Какие задачи может решать веб-аналитика?

За счет чего может веб-аналитика достичь описанных в предыдущем пункте целей? Сразу отмечу, что здесь нет универсального решения в виде всплывающей подсказки: «поменяйте цвет кнопки, уменьшите число полей в форме и показывайтесь в Google Adwords в промежутке с 17 до 21 часа». Но! Подобную формулу успеха вы сможете сформулировать самостоятельно на основании анализа.

Веб-аналитика отвечает на вопросы, касающиеся следующих сфер:

Заказы услуг/продажи:

  • количество заказов, сделанных посредством сайта;
  • страницы, которые чаще всего посещают пользователи, прежде чем совершить покупку или заказ;
  • какие ключевые слова приводят к большему числу заказов/покупок.

Трафик:

  • общая статистика по сайту (общее число посетителей, число уникальных посетителей и тому подобное);
  • демографический срез по аудитории сайта (пол, возраст);
  • сегментация трафика на сайт;
  • канал, через который пользователь впервые попал на сайт, а также через какие каналы он попадал на сайт вторично;
  • географическое местоположение пользователей (город, область, страна);
  • по каким поисковым запросам пользователи находят веб-сайт.

Эффективность сайта:

  • пользующиеся популярностью страницы сайта;
  • время загрузки сайта и отдельных его страниц;
  • проблемы при работе сайта в отдельных браузерах;
  • что ищут пользователи на сайте.

Приведенные выше три вопроса — это стандартное препятствие для большинства людей на пути к увеличению числа продаж и эффективному ведению бизнеса. Задающий их, пытается, как может, избежать нового в своей жизни, цепляется за старое и твердо намерен доказать, что «я могу обходиться и без веб-аналитики». Конечно, может! Но стоит ли это делать? Вот вам и ещё один вопрос, ответ на который вам придется найти уже самостоятельно.