Перед созданием любого сайта обычно стоит вопрос, на каком движке его делать (если только под рукой нет самописного). Платные или бесплатные, для магазинов или блогов, распространенные и малоизвестные.. это все интересные подробности, но сейчас нас больше интересует, как оценить разные СMS в целях поисковой оптимизации.
Демо-версия CMS должна давать четкое представление о том, как работает система, как управлять контентом и т.д.
(Это не всегда может быть ясно с первого взгляда; некоторые системы несколько «перегружены» разными кнопками. Есть люди, которые ненавидят админку Joomla, по сравнению с админкой WP в нее действительно тяжелее «въехать».
А в немецкой навороченной TYPO довольно легко научиться что-то публиковать, и прописывать тэги в специальной форме, но понять, как она работает — гораздо сложнее, т. к. даже знание английского не поможет, вся нормальная документация… по немецки.
Еще один пример — Amiro, который называют «самым быстрым движком в рунете». Я не скачивал последний релиз, но год назад, когда пытался что-то сообразить во free-версии, даже с помощью help, у меня мало что получилось, хотя на тот момент я уже довольно неплохо разбирался в той же TYPO.)
Похоже, лидером здесь пока остается WordPress с его интуитивно понятной админкой и довольно простым для быстрого освоения функционалом. Хотя для магазинов и порталов это далеко не лучший вариант.
Нужно посмотреть, насколько хорошо оптимизированы сайты, уже сделанные на СMS, которую вы присматриваете, и выделить любые потенциальные проблемы. Особенно это актуально для коробочных версий. Разработчики таких могут допилить свой движок по требованию, но это — время и деньги, а по умолчанию некоторых нужных функций в движке может и не быть, поэтому нужно заранее подготовить к нему вопросы.
Вопросы могут быть примерно такими:
1. Существует ли возможность редактировать генерируемые ЧПУ? Человекопонятные адреса приятны пользователю, и могут влиять на ранжирование. В идеале, мы бы хотели иметь возможность создавать более короткие ЧПУ и включать в них релевантные ключевые слова. Любые ограничения здесь, вероятно, снизят эффект органического поиска для сайта.
2. Управление контентом в зависимости от страны и перевод: возможна ли организация в подпапках? Например, поместить весь контент для украиноязычных пользователей в папку /ua. Если автоматический перевод есть, как это влияет на URL? Это перенаправляет нас в подпапку страна/язык конкретного URL?
Движок может запрашивать IP-адрес пользователя для отображения контента, но подавать его все равно под одинаковым URL, то есть, только одна версия попадет в кэш. Это неудобно, потому что нужно, к примеру, чтобы украинская версия хранилась в google.ua, а многоязычный контент был проиндексирован, и был релевантным для местной поисковой системы.
3. Работа сайта\скорость страницы – насколько быстрые сайты, сделанные на этой CMS, какой сервер для них лучше подходит? Попробуйте провести несколько тестов самостоятельно.
4. 301 редирект. У многих CMS с этим проблема, когда вместо 301-го редиректа они делают 302-ой. Перенаправления могут быть очень важны, особенно при регулярном обновлении контента или при редизайне, когда нужно обновить структуру URL. Кроме того, как этим управлять? В рамках программного обеспечения CMS? Через IIS или .htaccess?
5. Уникальные title и мета-теги. Title — один из самых важных факторов ранжирования, так что это очень нужно. А мета-теги не влияют на ранжирование напрямую, зато влияют на кликабельность в результатах поиска, поскольку выдают более подробную и мотивирующую информацию.
6. H1 на каждой странице тоже желательно прописывать вручную. Некоторые СMS «вытягивают» в навигацию теги из header, что ограничивает возможности оптимизатора.
7. Alt-теги — предназначены для подписи графики, что удобно для людей, у которых выключены картинки в почте или браузере; важный фактор ранжирования, ключевые слова в alt-теге могут повысить рейтинг страницы. Некоторые СMS могут ограничивать использование этих тегов, устанавливая их в общий раздел вместо возможности подписать каждую страницу. То есть, картинка может встречается на 20 разных страницах, но с одинаковым тегом.
8. Поддерживает ли СMS ведение блога? Блог может оказать больше влияние как на репутацию бренда, магазина или компании, так и быть хорошим техническим средством для привлечения дополнительного трафика (хорошая статья «Блог в помощь»).
9. Есть доступ к robots.txt?
10. Персонализация контента для SEO. Как и в случае с IP-адресом, некоторые CMS могут отображать контент конкретному пользователю, исходя из его истории посещений. Важно убедиться, что когда поисковик посещает страницу, это рассматривается, как первое временное посещение, и что ваш лучший оптимизированный контент доступен для индексации.
P.S. Сейчас проходит интересное исследование «CMS для SEO», результаты будут скоро доступны.
По материалам www.seoptimise.com.