В апреле мы сделали интервью с нашим оптимизатором Романом Жарковым «Чего заказчики хотят от SEO», а теперь попробуем написать, что их пугает, когда заказчики еще решают — заказывать, или нет. Под чутким присмотром Романа я попробовал перечислить страхи клиентов.

Компания обманет и сайт не будет выведен в топ

Для начала стоит задуматься над гарантиями, и уже потом переходить к вопросу «обманут или нет». Вопрос о гарантиях зачастую «больной». Его поднимали на круглом столе одесской конференции 8P. Клиенты хотят гарантии, считают это вполне логичным. Заказчики, которые работают с компаниями без гарантий, все равно не отказались бы от таковых. Когда человек платит деньги, он хочет получить что-то конкретное.

SEO-компании, в свою очередь, либо относятся к гарантиям несколько скептически, либо обещают финансовую компенсацию за недостигнутые результаты.

Как выразился на круглом столе 8P Александр Ольшанский, ты «не можешь ничего гарантировать, если от тебя ничего не зависит.» Главный в связке «seo-компания и клиент»… поисковик.

Если клиент не заказывает гарантированную контекстную рекламу, где все правила и обязательства четко прописаны, а полагается на людей, не работающих в поисковой системе, то вполне ясно, что эти люди не могут знать всех секретов и внутренней механики работы поисковика.

(Мне всегда представлялась такая картина: сидит кто-нибудь в Яндексе и тихо хихикает, читая очередной пост какого нибудь seo-блогера о ранжировании Яндекса.)

Внешние специалисты могут довольно подробно изучить принцип работы, ставить эксперименты и прочее, но достоверная информация о работе поисковиков есть только у самих поисковиков, которые работают по принципу: «все, что не есть честная, оплаченная реклама — подчиняется общим алгоритмам».

При этом алгоритмы постоянно совершенствуются, так что seo-компаниям приходится постоянно догонять поезд. Поезд остановился на какой-нибудь остановке — seo-компании расселись на платформе, обжились, изучили чертеж вокзала, стали зазывать клиентов и т. д. Поезд двинулся — все сорвались с места и побежали за ним.

При этом, сидя на вокзале, никто не знает ни времени следующего отправления, ни следующей остановки. Об этом можно лишь догадываться или строить прогнозы на основе информации, которую дают поисковики.

Резюме: кто платит за рекламу, тот имеет гарантии. Кто платит за продвижение в органических результатах поиска, тот гарантий не имеет, потому что платит не поисковику.

Некоторые компании (как наша, например) все же практикуют, как я упоминал выше, финансовую компенсацию. Это значит, что определенный опыт все-таки позволяет давать некоторые гарантии там, где уже не раз добивались 100% результатов. А денежные гарантии (по договору) — это подтверждение того, что такое обещание не пустой звук.

По поводу обмана — тут все решается просто. Труд, затраченный любой уважающей себя компанией во много раз больше прибыли, которая компания получит от любого обмана. То есть, нужно смотреть в портфолио и читать отзывы — тут как обычно.

Даже если сайт выведут в топ, продажи не увеличатся

Продажи не могут не увеличиваться, если сайт находится в топе по правильным ключевым запросам (но смотря какой сайт! — об этом ниже). Это подтверждается долгой практикой, и тем, что на SEO-услуги всегда есть спрос. В постоянных клиентах seo-компаний можно найти сайт практически любой тематики — от шиномонтажа до секс-шопа. Если бы топы не приносили им прибыль, разве стали бы хозяева этих сайтов тратить деньги?

Вопрос в том, нужен ли сайту топ. Здесь надо сначала посмотреть на сам бизнес. Этим и отличаются хорошие seo-компании. Они не занимаются торговлей с ларька «вы нам деньги — мы вам позиции». Такая схема работы жутко дорогая, потому что конкурентные тематики дорогие.

Нормальная seo-компания старается изучить бизнес клиента, чтобы понять процессы, которые там работают. Иногда можно оптимизировать какие-то процессы продаж через интернет:

  • упростить бюрократию
  • поработать над описанием товаров и формами заказа
  • проследить за временем реакции менеджера и т.д.

или переделать сайт более удобным для покупателя образом, и продажи пойдут вверх. Можно переделывать шаблон сайта постепенно, интегрировав инструменты веб-аналитики, и постепенно отслеживая, как меняется кривая продаж после внесенных изменений.

То есть, при вопросе продаж из топа на первом месте стоит вопрос целесообразности попадания в топ. (Некоторые магазины могут и вовсе не выдержать наплыва посетителей, и не иметь достаточно запаса товаров. Покупатели скупят все, а следующую волну получал конкуренты, причем бесплатно.)

Если же у заказчика все с магазином хорошо, дело за рекламой, необязательно заключать договор на ТОП-3. Можно попробовать вывести сайт в десятку (ТОП-10) и оценить, насколько прибыльно там находится. Если результат понравится — двигаться дальше.

Даже если сайт выведут в топ, затраты на раскрутку не окупятся

Здесь ситуация очень похожа на описанную выше. Сначала нужно выяснить — нужен ли сайту топ. Потом, как и в случае вопроса «вырастут ли продажи?» можно попробовать начальное продвижение, и сравнить (через пару месяцев) затраты на привлечение клиента с прибылью от него.

Отслеживать покупателей и то, что они приходят из поисковых машин, нужно с помощью инструментов веб-анатилики. Это нужно, чтобы понимать — покупатели пришли именно благодаря продвижению, а не потому, что на Солнце случился магнитный выброс, и все люди пошли что-то покупать, а хитрые сеошники сказали, что это их заслуга.

Сайт сам вылезет в топ, зачем куда-то обращаться

В принципе, сайт можно вывести в топ самостоятельно (по малоконкурентным запросам, не несущим коммерческой пользы). И уж тем более, можно самостоятельно провести внутреннюю и внешнюю оптимизацию с помощью разных форумов и открытых руководств Google и Яндекс. Поисковики и сами рады индексировать сайты с хорошей структурой.

При этом уже будут заметны некоторые результаты. А если к тому же, периодически обновлять сайт новыми качественными статьями, то он действительно может сам выйти в топ, особенно контентные проекты в некоммерческих областях (журналы, блоги).

Другое дело в коммерческих тематиках, где времени на ошибку попросту нет — а начинающий оптимизатор обязательно допустит ошибку, и не одну. Его просчеты могут отозваться по-разному, вплоть до бана сайта. Если продажи магазина сильно зависят от интернета — это, фактически, смерть бизнеса.

Для того, чтобы «набить шишки» и узнать правильные пути, нужно профессионально заниматься продвижением не один год, в то время, как даже 4 месяца продвижения ( в компании Авеб) — уже долго! По крайней мере, так считают почти все наши клиенты :). Все хотят продвинуться как можно быстрее.

Если у заказчика есть время — он может самостоятельно двигать сайт. Если нет — ему нужно отдать продвижение компании, проще говоря — купить годы опыта наших оптимизаторов. Понятно, что это стоит денег, но если бизнесу некогда ждать, это лучший вариант.

Seo-компании делают огромные накрутки, лучше обратится к фрилансеру

Мы здесь спалим один небольшой секрет. Фрилансер — при условии, что это умный, ответственный человек, серьезно относящийся к делу, уделит сайту больше внимания, чем любая (а особенно крупная) seo-компания.

Просто потому, что у большой seo-компании проектов сотни, а фрилансер может взять себе 5-10, и, не торопясь, продвигать их, обращая внимания на самые незначительные мелочи (к примеру, одна ошибка в коде страницы при проверке в валидаторе).

Продвижение у seo-компании напоминает конвеер — в хорошем смысле слова. Есть специальное ПО, написанное программистами конкретно под свою компанию, которое каждый день мониторит позиции, отбирает ссылки с нужными параметрами, и много чего еще. Люди, конечно, принимают участие в продвижении, но согласно спецификации (приложение к договору).

То есть, сайт будут оптимизировать вполне качественно, также заказчику обычно пишут рекомендации по улучшению сайта (при подаче спецификации), но в порыве альтруизма мало кто из сотрудников крупных компаний будет убеждать вас поправить воооон ту запятую. На это просто не хватает времени.

С другой стороны, продвижение компанией происходит быстрее. Почему — потому что у нее в наличии разные специалисты. Менеджеры подбирают ключевики, мониторят конкурентов; оптимизаторы делают спецификацию и начинают работать с позициями; программисты правят код и верстку; копирайтеры пишут тексты; веб-аналитики ставят на сайт системы отслеживания. А теперь представьте себе, что это все будет делать один человек.

Поэтому seo-компания и просит больше денег. А среди фрилансеров редко встречаются настоящие универсалы, которые в одиночку смогут выполнить все процессы, описанные выше.

Непонимание, как происходит процесс продвижения

Забавно, но любая профессиональная среда чаще всего является «вещью в себе». Также частично влияет профессиональная деформация. Что это — опишу на примере одной девушки, которая долгое время работала в строительной сфере. Она жаловалась, что когда смотрит фильм ужасов, то наблюдает не за тем, как там кого-то убивают, а как уложена кровля на крыше дома, на фоне которого кого-то убивают.

Так вот, люди, которые постоянно занимаются одним и тем же, варятся в чем-то, постепенно начинают думать, что то, что они знают — очень просто, и что все остальные люди вокруг тоже должны это знать. Потому что это очень просто :).

Это совсем не обязательно в случае клиента. Человек может не знать, как запустить текстовый редактор, зачем ему объяснять про покупку ссылок?

У нас был один клиент, который хотел понять, «как оно все работает». Стоимость услуг и сроки ему подходили, но он хотел, чтобы ему объяснили все человеческим языком, на пальцах. К примеру, менеджер говорил ему: мы будем покупать для вашего сайта ссылку с анкором «оригинальные запчасти nissan», на клиент удивленно отвечал: «слушайте, а что такое анкоры? — Ссылки с определенными анкорами нужны, чтобы выйти в ТОП. — Да, но что такое анкоры?».

И такое бывает :). И это нормально. Профессионалы иногда пропускают в своих объяснениях самые простые вещи, потому что для них это априори просто и ясно.

Поэтому, уважаемые заказчики, если вы что-то не понимаете, это совсем не означает, что вам пытаются запудрить мозги умными терминами. Пните менеджера, скажите, чтобы спустился с небес на землю, и объяснил проще. У него работа такая — объяснять.

А менеджеры, в свою очередь, должны держать в голове простые схемы-ассоциации, которые всегда работают лучше, чем самые логичные объяснения. Фраза «мы переделаем вам шаблон сайта, это повысит конверсию» понятна для логики; а фраза «представьте, что мы переставим полку с вашим самым покупаемым товаром на самое видное место, а сверху повесим большую надпись «Скидки!» и эту полку покупатели будут видеть сразу же, заходя в магазин» ближе в человеческому пониманию.

Дешевле разместить контекстную рекламу

Чаще контекст как раз наоборот — дороже. В конкурентных тематиках постоянно повышаются цены. Рекламироваться надо всем.

Контекстная реклама и продвижение в топ выполняют разные функции. Контекст удовлетворяет сиюминутный спрос — реклама висит, продажи есть. Рекламу сняли — трафик прекратиться, и про магазин забудут.

Одно дело, если на сайте продаются постоянные услуги или товары, которые нужно часто менять/обновлять (к примеру, цветы), тогда некоторое количество покупателей останутся верны магазину, сохранят его в закладки. Другое — если магазин продает, скажем, холодильники и плиты, которых хватает на 5-10 лет.

За период размещения рекламы люди купят себе по холодильнику и стиралке, и счастливо забудут про магазин на долгие годы. А нужны же постоянные продажи, чтобы остаться на плаву! То есть, нужно привлекать новую аудиторию. А контекст дорожает.

Теперь о продвижении. Продвижение идет по многим ключевым запросам, тогда как контекстная реклама отображается только по купленным. Когда сайт устаревает, в топ понемногу подтягиваются и другие запросы.

Продвижение кажется дорогим только в первые месяцы; если сравнивать по количеству полученных клиентов из контекста и продвижения, сначала, конечно, будет лидировать контекст. А вот когда сайт прочно сидит в топе, затраты на поддержку позиций гораздо меньше затрат на контекстную рекламу.

Получается, в случае контекста клиент платит за «быстрые» продажи. В случае продвижения клиент закладывает прочный фундамент на будущее.

Ждать результата 3-4 месяца

Вот тут действительно все просто:

1. Если двигать слишком быстро, поисковик может забанить сайт. Машина понимает, что слишком быстрый рост — скорее всего, искусственный. А проверять наверняка никто не будет — в Сети сотни миллионов сайтов.

2. В конкурентных тематиках рост позиций происходит медленнее. Конкуренты в это время тоже что-то делают.

Обязательство платить ежемесячно определенную фиксированную сумму

Это вызывает неприятные ассоциации с кредитом или финансовой кабалой. Тут тоже все просто — можно заплатить все сразу :) К примеру, если продвижение стоит 800 долларов, его разделят на четыре части и попросят вносить каждый месяц по 200 долларов. А можно сразу внести всю сумму. Вот это клиенты точно не любят.

Будут использованы черные методы, от которых сайт могут забанить

Чёрные методы — это всякие запрещенные хитрости, к примеру, клоакинг, когда пользователю показывают нормальный текст, а в теле страницы прописывают миллион ключевых слов белым цветом. Человек их не увидит, а поисковик — легко. Правда, это устаревший метод, но для примера сойдет.

Поисковые машины с каждым днем становятся сложнее. Их уже довольно сложно обмануть. Иногда трудозатраты на обман почти такие же, как и на нормальное продвижение. Так не лучше ли сразу честно работать? В сети хватает бдительных глаз. Будьте уверены, конкурирующие seo-компании друг за другом подсматривают. Если будет хоть раз замечено, что кто-то пользуется чёрными методами, такую компанию ждет порицание всего профессионального сообщества.

Уважающая себя seo-компания этого никогда не допустит. Как я уже говорил, приобрести репутацию тяжело, а потерять — очень легко. Годы работы может нивелировать какой-то скандал. Никому не хочется загубить свой бизнес.