Наука и религия всегда были основными двигателями прогресса, то сотрудничая в интересах развития человека, то цапаясь между собой, как кошка с собакой. Переоценить их вклад в общество очень трудно, но наблюдая историческую ретроспективу, мы видим, как они постоянно друг-друга критикуют.

Плоды науки по большей части (пока что) окружают нас вовне, в то время, как религия имеет дело с внутренней организацией человека. В результате чего довольно часто происходит короткое замыкание, потому что внутри мы меняемся гораздо медленнее, чем снаружи (что и выяснилось в презентации П. Адамса о социальных сетях – технология вроде новая, а модели поведения людей при ее использовании – очень старые.)

В разные исторические периоды доминирует то технократия (обществом правят технические специалисты), то теократия (форма правления, основанная на божественном истолковании). Как говорилось выше, общий язык между собой они находят редко. В результате, когда доминирует религия – страдает наука (а все-таки она вертится!), а когда доминирует наука и схожая с ней философия вроде диалектического материализма или фейербаховских идей («Где появляются глаза и руки – там исчезают боги») – тогда ущемляется религия.

В XXI веке права ученых и верующих более-менее уравнялись, но все равно никто не мешает и тем, и другим высказывать свое мнение на правильное развитие социума. Но мнение первых (условно назовем учеными всех причастных к разным сервисам, разработкам программ и проч.) я и так вижу каждый день, поэтому мне пришла в голову мысль сделать небольшую подборку религиозных взглядов (как серьезных, так и курьезных) на цифровые технологии.

Обычно если что-то в сфере hi-tech называют злом – значит, это кому-то выгодно, как правило, конкуренту «злого» стартапа или изобретения (достаточно вспомнить неудавшуюся акцию Faceboook по подрыву доверия к Google). А вот взгляд c другой, с гораздо более старой моральной позиции, адепты которой предвещали некоторые из существующих ныне технологий сотни, а то и тысячи лет назад, иногда может быть интересен и даже полезен.

P.S. Кстати, некоторые исследователи (например, американский Pew Research Center) не исключают, что к 2020 году могут появится религиозные культы, основанные на интернете. Это предвосхитили еще в 1998 создатели странноватого мультика «Эксперименты Лэйн», где живая девочка обнаруживает, что у нее есть цифровой двойник (сетевая богиня), а потом и вовсе уходит из реального мира в сеть.

Подборка «дьявольских» технологий

1. Штрих-коды и электронный паспорт. Мое сегодняшнее утро началось с вот этого ролика, где представитель РПЦ рассуждает о спорной пользе электронных карт.

Корни этого несогласия растут, конечно же, отсюда:

И он (антихрист) сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Откровение Святого Апостола Иоанна Богослова. Апокалипсис (Глава 13: 16–18)

Ему вторит Августин Соколовски (диакон, доктор богословия, преподаватель Киевской духовной академии):

В этом смысле проблематика дигитализации (я обобщаю это явление, потому что ИНН — это всего лишь один из аспектов того, что мы называем дигитализацией), цифровых технологий, связана с тем, что всякая информация становится доступной. Доступным делается и сам человек. Получается, что дигитализация становится неожиданным, заслуживающим размышления аспектом, видоизменением и метаморфозой «стояния пред Богом», о котором говорили аскеты. Только в данном случае мы призываемся к тому, чтобы стоять перед человеком, имя которого мы вряд ли знаем или узнаем, перед государством или структурой. Наша жизнь в определенном смысле делается более транспарентной, прозрачной и видимой – наши передвижения, слова, жесты и действия.

2. Социальные сети.

«Использование электронного общения мешает нам создавать реальные межличностные отношения, которые и формируют общество. Электронное общение приводит к потере социальных навыков, и в итоге мы можем лишиться умения читать эмоции человека через его мимику и жесты.» — так считает архиепископ Николс, глава Римской Католической церкви в Британии.

Началось это еще до социальных сетей. Церковь всегда осуждала свободные отношения любого рода. Люди, имеющие больше свободы, в то же время имеют меньше ответственности. Они не стараются как-то работать над укреплением и развитием отношений, если им в первые моменты что-то не понравилось. В социальных сетях это повторяется: не понравилась тебе фраза или фото человека — смело жми unlike.

3. USB.

Руководитель бразильской общины «Мир, руководимый Богом» Вэлнер Салданья так отозвался о USB:

«…символ USB — трезубец, а это орудие используется в аду чертями для мучения душ умерших. Поэтому всякий, кто пользуется интерфейсом с таким символом, фактически поклоняется дьяволу.»

А вот Bluetooth он всячески одобряет (Bluetooth в переводе – «синий зуб»), говоря, что синими были глаза Иисуса Христа.

Это, я думаю, можно отнести к курьезному случаю. Символ трезубца очень старый, он имеет огромное количество толкований, а не одно-единственное. В более древних религиях (я имею ввиду, древнее христианства – это буддизм и индуизм) трезубец выступает как символ Небес и знак Шивы или Тримурти (Сотворение, Равновесие, Уничтожение).

А какие примеры найдутся у вас, уважаемые читатели?