⬆️ Победители в номинации Search Innovation
Google Partner

Электронная торговля в Украине: перспективы, тренды и недостатки

Автор:
5,00 1 оценка
1 комментарий
Электронная торговля в Украине: перспективы, тренды и недостатки

Развивая тему электронной коммерции в Украине, мы обычно прибегаем к сравнениям с рынками Запада, а иногда соседней России.

Мы часто говорим: «Такая-то тенденция у нас пока не популярна, но вот в Европе уже давно активно пользуется спросом»; «К нам это пока не дошло, но вскоре это перевернет рынок». То, что Украина во многом пока отстает в развитии электронной коммерции, — это факт. Но то, что этот рынок в нашей стране растет огромными темпами, — тоже неоспоримый факт. И для развития есть определенные предпосылки.

Почему в Украине растут объемы электронной торговли?

Данные о росте рынка в 2012 году порой значительно отличаются в зависимости от источника, но в среднем рост составил от 30 до 50 %. Годовые расходы на онлайн-покупки среднестатистического украинца составляют 714 долларов, что почти на 40 долларов больше, чем тратят немцы. Электронная торговля является одной из самых быстроразвивающихся отраслей экономики в Украине, хотя ее объемы пока и небольшие. По подсчетам большинства экспертов, объем рынка в 2012 году составил порядка 1 миллиарда долларов, а его доля от общего рынка розничной торговли достигла 1,5–1,6 % .

Рост e-commerce в Украине связан с несколькими факторами. Первой причиной является постоянное развитие экономики и розничной торговли в целом: в развивающихся странах, к которым относится и Украина, эти процессы происходят более стремительно. Во-вторых, рост связан с уровнем проникновения интернета в сферу торговли различными товарами.

В этом году эксперты ожидают рост e-commerce на 49 %.

Что в тренде?

В Украине существует около 8 тысяч интернет-магазинов. Однако большинство из них являются небольшими. Крупных игроков же порядка 300, и занимаются они в основном продажей бытовой техники и электроники. Около половины всех доходов электронной торговли составила реализация именно этих продуктов.

Бытовая техника и электроника очень востребованы в украинском интернете.

bytovaya-tehnika-ecos

Чаще всего украинцы покупают в интернете:

  1. Бытовую и компьютерную технику, электронику.
  2. Книги и диски (CD/DVD).
  3. Косметику и парфюмерию.
  4. Одежду.
  5. Товары для детей.

Среди перспективных направлений можно выделить следующие:

  • Шоппинг-клуб — интернет-магазин, продающий товары самых известных мировых брендов с огромной скидкой для зарегистрированных участников клуба. Членом клуба можно стать путем регистрации. Уведомление о распродаже трендовой вещи со значительной скидкой приходит члену клуба на почту или мобильный телефон. Как правило, такую выгодную покупку можно совершить в течение одного-двух дней. Наибольшей популярностью пользуются итальянские, немецкие, французские и некоторые украинские и российские бренды. В Украине это направление представлено такими ресурсами, как modnaKasta, LeBoutique, Prestige.

ModnaKasta — украинский ресурс, представляющий модное в Украине и мире направление.

ModnaKasta – украинский ресурс

  • Интернет-аукцион — площадка для торговли в интернете, на которой цены устанавливаются во время публичных торгов. Как правило, продавец устанавливает минимальную цену на товар и срок окончания аукциона. Такие аукционы могут предусматривать регистрацию (платную или бесплатную). В последнее время представители электронной коммерции усовершенствуют технологию аукционов и связывают их с платежными системами. Пример самого популярного интернет-аукциона наверняка известен вам — конечно же, это e-Bay. Украинские аналоги интернет-аукционов: torg.alkar.net, aukro.ua, auction.lg.ua и др.

Аукционы по типу e-bay по-прежнему в тренде.

Аукционы по типу e-bay

  • Сайт сравнения цен. В отличие от мировой тенденции, эти площадки по-прежнему являются популярными в Украине (Price, MagaZilla, hotline, NADAVI, Sravni).Они позволяют украинцам сравнить цены перед покупкой.
  • Классифайды — доски объявлений различных тематик. Обычно именно через них украинцы совершают свои первые онлайн-покупки. Ria, Era, Slando — эти названия являются очень популярными среди пользователей интернета.

Ахиллесова пята

До недавнего времени скептики утверждали, что электронной коммерции в Украине не существуют, а то, что у нас именуют этим термином, на самом деле является обычной торговлей по каталогам. Причиной таких категоричных высказываний было отсутствие законодательной базы, закрепляющей ряд механизмов, регулирующих обязательства между продавцом и покупателем.

Электронная торговля - интернет аукцион

Для развития интернет-бизнеса в парламенте было создано межфракционное объединение «За цифровое будущее», в результате работы которого летом этого года в Верховной Раде Украины зарегистрировали проект закона об электронной коммерции. Важно, что среди прочего, в законопроекте вводится новый термин «электронная сделка», которая по юридической силе не будет уступать другим способам заключения сделки.
Однако работы по становлению законодательной базы сферы еще очень много. Участники рынка сетуют на то, что сейчас украинские законы в большинстве направлены на контроль и ограничение, а не на развитие.

Тема электронной коммерции в Украине достаточно обширная и требует детального рассмотрения. Данная статья является вводной. Мы планируем создать серию публикаций на эту тему и поэтому хотим спросить у вас: о каких аспектах электронной коммерции в Украине вы бы хотели узнать больше?

Do something to stop this war! Russians are killing our children and civilians!