В последнее время я часто знакомился с новыми людьми, и, как это бывает при знакомстве, речь заходила о профессии. И, вроде, ответить несложно: «Продвигаю сайты», а по существу, так ничего и не объяснил. И будем откровенны, словосочетание «продвижение сайта в Google» вызывает определенную степень непонимания не только у людей, далеких от компьютерных технологий, но и у владельцев бизнеса, которые платят не один год за данные услуги. Фильтры, «Пингвин», CTR, «Панда», дублирование контента, ссылочная масса — для многих все это похоже на пазл, который никак не складывается.

Давайте попробуем разобраться, из каких этапов состоит продвижение сайта в Google и какие факторы нужно учитывать.

Прежде чем приступать к конкретным действиям — будь то заказ услуг SEO-компании или самостоятельная раскрутка сайта — нужно:

  • определить, чего именно вы хотите достичь и для чего вы начинаете продвижение. Цель «в ТОП 10 за 6 месяцев» — это не цель (простите за такую ​​тавтологию). Без четкого определения приоритетов и выгод для бизнеса работы по оптимизации будут не целесообразны и даже бессмысленны. Увеличить продажи интернет-магазина на 15 % за 10 месяцев или за год нарастить количество подписчиков на рассылку до 5000 человек — вот примеры грамотно поставленных задач.
  • на основе сформированных целей составить стратегию их достижения, ключевые элементы, бюджет.

Вот мы и подошли к главному. Чтобы сформировать стратегию, а тем более определить конкретные шаги ее достижения, нужно разобраться, с чем мы имеем дело. Алгоритм Google с каждым годом совершенствуется, все больше и больше факторов принимается во внимание. Возвращаясь к нашей аллегории, пазл становится сложнее и все меньшему количеству людей удается его сложить. Если бы вы спросили SEO-специалиста три года назад, что нужно для того, чтобы попасть на первую страницу выдачи с двухмесячным доменом, без качественного контента, с почти нулевой посещаемостью, то получили бы простой ответ: «Нужно закупать ссылки. Много ссылок». Теперь все не так просто, и это еще мягко сказано.

Жизнь после «Пингвина». Мнения специалистов Aweb, Promodo, Seo-Studio, Netpeak, Web Promo, Prime ADV, SeoProfy.

В 2013 году ответ того же сеошника будет приблизительно следующим: «Внедряем спецификацию по внутренней оптимизации, пишем уникальный, качественный контент на все страницы сайта, делаем грамотную перелинковку, развиваем представительство в социальных сетях…». Не согласиться с нашим вымышленным специалистом трудно, но возникает вопрос: «Какую долю составляет каждое из этих действий в общем успехе продвижения? Какие основные факторы ранжирования Google?» Это важно понимать, я бы даже сказал, необходимо. Ведь все мы действуем в условиях ограниченности ресурсов и иногда развивать все направления одновременно очень сложно.

Несомненно, писать статьи, публиковать интересные материалы на сайте необходимо. Но это требует ресурсов: инвестиций времени, оплаты труда копирайтера. А если эти ресурсы направить на закупку ссылок или развитие представительства в социальных сетях? Будет это выгодно или нет? Подобные вопросы возникают постоянно, постоянно нужно делать непростой выбор. Проблема в том, что Google держит свои алгоритмы ранжирования в секрете и многое мы познаем (предполагаем) лишь через анализ и собственный опыт. Известный ресурс Moz.com путем опроса 128 авторитетных SEO-специалистов пытался установить основные факторы ранжирования Google и важность каждого из них. В нашей компании мы также проводили подобный опрос/анализ, и результаты в целом были близки к результатам Moz. Подчеркиваю, эта информация не претендует на звание истины и является лишь субъективной точкой зрения.

Факторы ранжирования Google

Теперь давайте рассмотрим каждый из этих факторов и разберемся, из чего они состоят. Далее мы сможем сформировать для себя приоритеты, понять, что важно и в какой степени, определить план действий. В этой статье я не ставил задачу описать шаг за шагом раскрутку сайта в Google. Я хотел определить возможные приоритеты, разделить эту непростую задачу на логические блоки.

Итак.

Ссылочная масса домена

Это интересно: 7 причин отказаться от линкбилдинга (но не от оптимизации ссылочного профиля сайта).

Состоит из определенного количества ссылок определенного качества на домен в целом (учитываются все страницы). Вполне логично, что Google предпочитает контент с проверенных сайтов, на которые пользователи ссылаются, а значит, считают полезными. Какой делаем вывод? «Прокачиваем» не только N продвигаемых страниц, а весь сайт в целом. Выгоды такой стратегии очевидны. В результате вы:

Ссылочная масса страницы

Как и в случае с доменом, она состоит из ссылок определенного качества на страницу с других ресурсов, а также траста ссылающихся доменов и т. п.

Как действуем?

  • Наращиваем вечные ссылки (работа с арендными ссылками слишком рискованна и довольно сомнительна с точки зрения долгосрочной эффективности).

  • Не используем прямые вхождения коммерческих запросов в анкорах (пример: купить ламинат киев). Наоборот, формируем максимально широкий анкор-лист с запросами, которые имеют нулевой поиск, но по семантике близкие к продвигаемым. Пример: «купил очень красивый ламинат», «неплохой выбор ламината». Рекомендую, чтобы процент таких анкоров составлял более 50 % от общей массы. Другую половину анкор-листа формируем из слов «здесь», «на сайте», URL и т. п.

  • Ссылки размещаем в тематических постах. Если сейчас это не критично, то нужно помнить, что алгоритм Google будет становиться более и более совершенным и со временем сможет такие ссылки определять как неестественные (каковыми они и являются).

Степень релевантности страницы

Сюда относятся как привычные нам страничные элементы: мета-теги, наличие продвигаемых запросов в тексте, так и более сложные методы, которые Google использует для определения релевантности страницы/контента запросу: Topic Modeling Algorithms, семантический анализ текста. Нужно усвоить, что вхождения ключевых слов в Title и текста недостаточно, чтобы Google расценивал страницу как максимально релевантную запросу. Многие и сейчас пишут тексты за «дедовским» методом: 1500 символов, добавил КС… Что же получилось в итоге? Те же 1500 символов «водички», которые не нужны ни пользователю, ни поисковику. Нет, Google — уже не ребенок, такими методами его не проведешь.

Качество контента

К этим показателям Google относит объем текста, его читабельность, степень уникальности, наличие изображений, видео, скорость загрузки. Не секрет, что Google любит длинные тексты, и если у вас на странице 1000 символов фактически ни о чем (только ключевые слова), а у конкурента большой интересный материал с фото, видео, комментариями, который полезен пользователю, то нечему удивляться, что сайт вашего конкурента будет ранжироваться выше. Делаем выводы, вносим коррективы.

Узнаваемость бренда

Ваш домен или название бренда упоминается в интернете? Кто-то пишет о вас? Если да, то очень хорошо. Google отслеживает такие упоминания, и если он может связать конкретный бренд с сайтом (то, что он может распознать, когда упоминается домен, сомнений нет), то использует это как позитивный фактор в своем механизме ранжирования.

Поведенческие факторы

Хотя поведенческие факторы и не являются доминантными в алгоритме Google, но их роль растет из года в год, и я не вижу причин утверждать, что какие-то изменения произойдут в ближайшем будущем. К поведенческим факторам относят следующие данные: ищут ли ваш бренд/сайт, процент отказов (bounce rate), время, которое пользователи проводят на сайте, CTR по запросам, количество просмотренных страниц. Не забывайте, что поисковая система Google может собирать эти данные через Google Analytics, Chrome, Google toolbar, Androind.

Социальные сети

Вот и он — черный ящик, над которым мучаются SEO-специалисты. Определить влияние социальных сетей очень тяжело, так как страницы с большим количеством like, +1 и т. п. сочетают и другие важные факторы ранжирования: качественный контент, естественные ссылки, хорошие поведенческие факторы. Но можно с полной уверенностью утверждать, что Google учитывает количество репостов в соцсетях и включает этот показатель в свой алгоритм.

Присутствие ключевых слов в доменном имени

Все просто — если вы продаете ламинат, то идеальным доменным именем для вас будет laminat.com.ua. Но не всем так повезло. Для нужд поисковой оптимизации желательно хотя бы частично включить важное для вас КС в название домена. Но, с другой стороны, нужно учитывать также и узнаваемость бренда, которому изменения домена могут только навредить. При принятии решения взвешиваем все за и против.

Другие факторы

Сюда относим в основном такие факторы, как длина доменного имени, уровень домена (домен первого уровня, второго уровня и т. п.), HTTP скорость ответа сервера.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Ссылочная масса (домена, страницы) пока остается главным фактором ранжирования, но ее роль уменьшается. Google будет максимально диверсифицировать свой алгоритм и не полагаться лишь на основной фактор, как это делалось раньше (ссылки, ссылки и еще раз ссылки). В результате мы получим более качественную выдачу и более образованных SEO-специалистов, которые будут действовать по всему «фронту».
  2. Написать уникальный контент, который просто включает в себя ключевые слова, недостаточно. Google способен понимать и определять ценность для пользователя таких материалов. И поисковик глупее становиться не будет.
  3. Поведенческие факторы и социальные сети занимают все более важное место в алгоритме Google.
  4. Брендинг в интернете — это теперь часть не только маркетинга, но и поисковой оптимизации. И это абсолютно логично. Ведь если люди говорят о вас, пишут о вас (хорошее), значит, ваш ресурс полезен, ценен и заслуживает вознаграждения.

Понимание факторов, которые влияют на ранжирование Google, — это первый шаг на пути формирования стратегии продвижения сайта, который просто необходим для определения приоритетов, оценки сильных и слабых сторон ресурса. Без этого оптимизация сайта под Google чем-то напоминает вождение автомобиля с завязанными глазами: не понимаешь, что делать, куда поворачивать и, что самое главное, закончиться это все может быстро и печально.

Если у вас есть другое мнение или каверзные вопросы, пожалуйста, задавайте их в комментариях.