Инструменты веб-аналитики vs. счетчики

Веб-аналитика (англ. Web analytics) — это измерение, сбор, анализ, представление и интерпретация информации о посетителях веб-сайтов с целью их улучшения и оптимизации. Основной задачей веб-аналитики является мониторинг работы веб-сайтов на основании которого определяется веб-аудитория и изучается поведение веб-посетителей для принятия решений по развитию и расширению функциональных возможностей веб-ресурса.
Википедия

Веб-аналитика – новое направление в интернет-маркетиге которое пришло на смену эры счетчиков и лог-анализаторов оценивающих посещаемость сайтов. Основная задача веб-аналитики заключается не в простом соборе данных о посещяемости ресурса, а в анализе эффективности работы веб-сайта, выявление и исправление мало эффективных маркетинговых стратегий, или слабоконверсионных разделов сайтов.

Чтоб понять суть веб-аналитики необходимо разграничить возможности инструментов веб-аналитики от счетчиков и лог-анализаторов.

Определение счетчиков

Счетчики являются простыми программными реализациями, которые собирают количественные данные о посещаемости ресурса на основе простых алгоритмов. Счетчики не способны дать ответ на сложные вопросы об эффективности работы веб-сайта, или глубоко проанализировать и сегментировать конкретные источник трафика. К популярным счетчикам в Уанете и Рунете относятся LiveInternet, Bigmir, OpenStat, Rambler и многие другие реализации от разных провайдеров. В большинстве случаев, счетчики используются для построения рейтинга сайтов различными каталогами и работают на основе небольших скриптов, которые устанавливаются в коде сайта.

Отличительные свойства инструментов веб-аналитики

Инструменты веб-аналитики являются сложными программными реализациями, которые выполняют измерение, сбор, хранение, анализ данных о посещаемости ресурсов. В зависимости от метода сбора данных большинство инструментов веб-аналитики можно разделить на скриптовые (собирающие данные на основе встраиваемых скриптов), журнальные (работающие на основе анализа лог-файлов серверов) и смешанные (использующие два вышеперечисленных методов одновременно).

Грамотно используя инструменты веб-аналитики можно получить ответы на сложные вопросы вида:

  • Какая поисковая система приводит наиболее конверсионный трафики
  • Какие поисковые запросы приносят больше всего прибыли
  • С каких источников приходит наиболее любознательная аудитория
  • Какие страницы самые важные с точки зрения конверсии
  • На каком этапе конверсии сайт теряет больше всего трафика
  • Как пользователей взаимодействует с навигацией сайта

К отличительным функциям инструментов веб-анитики относятся:

  • Возможность установки целей и шагов выполнения целей
  • Фильтрация данных
  • Сегментирование посетителей сайта
  • Разграничение «оплачиваемого» и «бесплатного» трафики
  • Измерение ROI и других финансовых показателей трафика
  • Модификация инструмента веб-аналитики под конкретную бизнес модель ресурса

К наиболее распространенным инструментам веб-аналитики в Рунете относится Google Analytics, Яндекс.Метрика, WebVisor.

Резюме

Инструменты веб-аналитики являются комплексными решениями позволяющими оценить эффективность сайта и его соответствие целям бизнес-модели организации, а также принимать верные решения на основе полученных данных. Не стоит забывать, что без необходимого уровня квалификации специалиста любой инструмент веб-аналитики является лишь сервисом предоставляющей огромное количество данных.