Многие бизнесмены при возникновении необходимости оптимизации сайта задаются вопросом: выбрать штатного оптимизатора или обратиться в компанию по раскрутке сайта. Бывают и такие, которые пробуют вывести свой сайт в ТОП поисковика самостоятельно. Своим опытом уже делился наш клиент Тимур Кучерявенко, руководитель компании «Ретаун».

А вот есть бизнесмены, которые берут оптимизатора в свой штат. Самым весомым аргументом в пользу такого решения является возможность контролировать сотрудника, его работу, затраты и результат. Еще одно устоявшееся мнение — штатный оптимизатор 100 % рабочего времени уделяет одному проекту. Сегодня я хочу рассказать о критериях оценки профессионализма оптимизатора (соискателя на эту должность), который работает (будет работать) в Вашей компании.

Нанимая оптимизатора, бизнесмен ставит перед будущим сотрудником ряд задач. От правильной их постановки, а также от целей и полной информированности работодателя о ситуации с поисковым продвижением (в своем интервью Дмитрий Костюк подчеркнул важность понимания клиентом сути заказываемых услуг) будет зависеть набор контрольных критериев для оценки профессионализма сотрудника.

По моему мнению, первым показателем эффективности работы оптимизатора должна быть динамика роста посещения сайта из поисковых систем. Современные средства аналитики предоставляют специалистам довольно подробную и развернутую статистику посещаемости. Обязательно нужно сделать замер в самом начале работ и затем перманентно контролировать динамику.

Прочитайте каким стало SEO после запуска Google Penguin и Panda

Почему я придал этому фактору большого значения? Потому что частые изменения алгоритмов поисковиков могут повлечь за собой снижение позиций по активно продвигаемым фразам. Именно количество посещений сайта пользователями (потенциальными покупателями или заказчиками) является главным мерилом при оценке работы сотрудника.

Важный момент. Обратите внимание на источники переходов на сайт. Если растет именно поисковый трафик, то оптимизатор справляется со своими обязанностями. Количество посетителей может расти и в результате работы smm-менеджера или эффекта от наружной рекламы.

Посещаемость сайта

Второй, однако не менее важный критерий оценки — это положение сайта в поисковой выдаче по ключевым запросам. Результатов работы оптимизатора не стоит ожидать мгновенно. Пройдет несколько месяцев, пока сайт займет хорошие позиции в результатах поиска. Попросите сотрудника разделить запросы на высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Как правило, события развиваются в таком порядке.

По низкочастотным ключевым фразам сайт должен обосноваться на первой странице выдачи поисковика в первую очередь. Затем — по средне- и высокочастотным запросам.

В первые полгода не концентрируйте свое внимание на коротких популярных запросах, например, «двери Киев». Ориентируйте оптимизатора на раскрутку сайта по длинным запросам, которые включают ваши эксклюзивные особенности, например, производителя и марку товара. Однако вернемся к оценке.

Через два-три месяца работы оптимизатора подсчитайте стоимость одного перехода на сайт и стоимость одного привлеченного клиента. Сравните эти цифры с результатами по всем используемым Вами рекламным каналам: наружной, контекстной, ТВ-рекламе и др. Сделайте выводы и ознакомьте с ними оптимизатора. Продумайте, где можно сократить издержки или, наоборот, сделать инвестицию, например, в доработку сайта (можно, конечно, и сотрудника премировать за плодотворную работу).

Описанных выше критериев, в принципе, достаточно для формирования мнения об эффективности и качестве работы оптимизатора. Но я рекомендовал бы для полноты картины внедрить систему отчетности сотрудника.

Отчет о работе оптимизатораЭто могут быть краткие дневные отчеты: что сделано + текущие позиции. Недельные и квартальные. Оптимизатор должен в них отобразить следующие данные:

  1. Аналитическую информацию о конкурентах, ситуации на рынке, текущих позициях вашего сайта. Возможно, за отчетный период ваш конкурент обновил дизайн сайта или добавил функциональности. Появилась информация, к примеру, о пожаре в дата-центре хостера конкурента — в таком случае надо подготовиться к росту заказов.
  2. Данные о купленных ссылках. Список площадок и расходы на каждую ссылку. Можно выборочно проверить эти ссылки. В идеале они должны быть постоянными, а не арендными, размещаться на тематических ресурсах.Построение ссылочной массы — это главный этап работы оптимизатора. Кроме качества ссылок, следите за темпами их прироста. Уже, к сожалению, не пройдет вариант «быстрой раскрутки», когда одномоментно покупались тысячи ссылок. Сейчас их количество должно расти «естественным» образом.
  3. Количество и стоимость статей, размещенных на сайте, а также рекламных статей (постов в блогах) и ссылки на них. Ваш сайт должен регулярно обновляться. Почаще размещайте новые тематические статьи. Внедрите отзывы клиентов, видеоотзывы. Превращайте Ваш сайт-визитку в источник полезной информации.
  4. Информацию о выполненной внутренней оптимизации. Оптимизатор должен акцентировать на этом внимание, указать ожидаемый и полученный эффект.
  5. Обобщающие цифры по статистике, стоимости работ и рекомендации (задачи) программистам, журналистам (копирайтерам), контент-менеджеру, другим сотрудникам, задействованным в процессе оптимизации сайта.

Узнайте какие преимущества и недостатки в работе штатного оптимизатора и компании

Конечно, эта статья была бы более наглядной, если бы я указал конкретные цифры. Но универсальных цифр не существует. Одному сайту нужно три месяца на раскрутку, а другому — год. Одному — тысячу ссылок, а второму — сто. В каждом случае все индивидуально. Отталкивайтесь от динамики, от количества времени и выполненных оптимизатором работ.

Какие, на Ваш взгляд, еще могут быть контрольные точки для оценки эффективности работы оптимизатора?