С момента выхода Penguin 2.0 прошло почти два месяца. Все это время веб-мастера пытаются найти действенное лекарство и устранить последствия работы алгоритма.

Еще в 2012 году, когда был запущен Disavow Links Tool, многие ожидали, что гигант поиска наконец-то изобрел кнопку, которая вылечит от всех болезней. Западные оптимизаторы предложили использовать Disavow Links Tool в качестве панацеи от проседания позиций и попадания сайтов под фильтр. Однако за это время собралось достаточное количество мнений и эмпирических данных, чтобы сделать не слишком обнадеживающий вывод: инструмент отклонения ссылок не работает. По крайней мере, таким образом, чтобы сайты возвращали свои позиции.

В рамках эксперимента Кирс Шефферд отклонил все ссылки, идущие на сайт. Однако ни по одному запросу позиции сайта не изменились ни в худшую сторону, ни в лучшую.

Зная «особенности» подходов поисковика, можно предположить, что инструмент был или неправильно настроен, или неправильно использован. Об этом сказал сам Мэтт Каттс, выступая на конференции Pubcon. Тезисы из его презентации настораживали:

— Будьте осторожны. Не используйте этот инструмент, если у вас нет уверенности в необходимости его использования.

— Большинство разработчиков не должны использовать этот инструмент.

Также Каттс представил видеообращение, в котором рассказал о возможностях Disavow Links Tool.

Ключевой тезис видеообращения:

Перед использованием Disavow Links Tool необходимо сделать несколько запросов про удаление ссылки. Когда останется небольшое количество ссылок, которые удалить не получилось, воспользуйтесь инструментом.

Тем не менее, Google прозрачно намекает, что использование Disavow Links Tool даст результат:

…eсли вы пострадали от Penguin и знаете или подозреваете, что в ссылочном профиле есть плохие ссылки, то вам стоит использовать этот инструмент.

И в то же время предупреждает: отклонение ссылок — это как обращение в последнюю инстанцию.

Итак, как же правильно воспользоваться Disavow Links Tool?

Шаг 1: Сбор ссылок

Это можно сделать с помощью Google Webmaster Tools или других утилит. Скачайте последние ссылки и экспортируйте их в CSV или Google Docs.

Шаг 2: Анализ качества ссылок

После SEO-аудита вы поймете, какие ссылки стоит удалить, какие оставить, а какие отклонить. Здесь стоит прислушиваться к основным рекомендациям самого поисковика, авторитетных оптимизаторов и к собственному здравому смыслу.

Шаг 3: Ведение документации

Нелишним будет создание учетной записи Google Drive, посвященной кампании очистки ссылочного профиля. В этом случае понадобятся данные из первого шага. В электронную таблицу стоит заносить все детали манипуляций со ссылками. Потом ссылку на этот файл следует добавить в запросе на пересмотр. Это даст Google возможность оценить старания по очистке ссылочного профиля.

Шаг 4: Удаление плохих ссылок

О том, где взять хорошие ссылки, читайте в статье «Как не привлечь к себе внимание Google Penguin и Google Panda?».

Возможны два варианта удаления ссылок. Первый — если ссылка куплена на бирже. В таком случае нужно или воспользоваться сервисом и рекомендациями биржи, или обратится напрямую к веб-разработчику сайта, на котором расположена ссылка. Второй — ссылка естественная, и необходимо персонально обратиться к владельцу сайта с просьбой ее удалить.

Может случится так, что за удаление ссылки с вас потребуют деньги. Платить в таком случае ничего не нужно. Требование про оплату задокументируйте в файле из шага № 3 и отклоните такие ссылки.

Шаг 5: Использование Disavow Links Tool

В Google Webmaster Tools откройте Disavow Links Tool, выберите ваш домен и загрузите файл, содержащий ссылки, которые надо отклонить. Готово.

Совет: нужно указывать не только адрес одной страницы, а весь домен с помощью директивы «domain:», так как на донорском сайте могут быть дубли страниц, передающие негативный вес.

Шаг 6: Запрос о пересмотре

Отправлять запрос нужно только в том случае, если вы явно видите и уверены в том, что на сайт наложены санкции. И если пришло «письмо счастья». При подаче запроса, стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • быть конкретным;
  • признаться во всем;
  • сформулировать причину, по которой случившееся больше никогда не повторится.

Какая же практическая польза от использования инструмента?

Констатируем факт: никто, кроме разработчиков Google, не знает наверняка, насколько полезно использование инструмента отклонения ссылок. Можем отметить лишь то, что Disavow Links Tool не является чудо-лекарством. Скорее, это плацебо, в редких случаях дающее необходимый эффект.

Выйти из тюрьмы - бесплатно!

Кроме того, Каттс говорит, что результатов применения инструмента можно ждать долго:

Это определенно может занять некоторое время. Возможно, несколько месяцев. Нужно вносить коррективы в индекс. А затем робот должен учесть эти правки.

Еще один аспект. Google не заинтересован в точечном подходе. Практика использования различных инструментов ложится в основу последующих обновлений алгоритма. Таким образом, используя Disavow Links Tool, мы помогаем корпорации совершенствовать поиск.

Комментарий оптимизатора Aweb Алексея Щеглюка

Отчет о работе оптимизатора

Использование инструмента Disavow Links Tool само по себе не является эффективным средством для восстановления сайтов после санкций поисковика. Этот инструмент — лишь один из компонентов плана восстановления, который составляет незначительную долю в общей схеме возврата позиций. Это проверено нами, таким же опытом делятся западные коллеги.

Использование инструмента отклонения ссылок необходимо тогда, когда веб-мастер не сможет повлиять на удаление «плохих ссылок». Посредством Disavow Links Tool можно проинформировать поисковик, но быть уверенным в том, что они не будут учтены, нельзя.

Поэтому в первую очередь необходимо вручную корректировать и чистить ссылочную массу. И лишь после этого можно отменить оставшиеся некачественные ссылки с помощью Disavow.