Вы открываете файл и… wtf? Это совершенно не то, чего вы ожидали!

Можно долго дискутировать о том, кто кому должен, «клиент — король» или «копирайтер это так увидел». Факт в том, что любое сотрудничество — это улица с двусторонним движением. Результат всегда зависит и от заказчика, и от исполнителя. Но как получить 100% результат? Что делать, если получили не то, чего хотели? Как быть, если «я уже работал с 30 копирайтерами, и все они — не то»?..

Наши коллеги из компании WordFactory собрали список наиболее частых вопросов, которые возникают у заказков копирайтинга — и дали на них толковые ответы.

Читайте также: как принцип FFF помогает сдавать проекты вовремя

Автор не выполнил условия ТЗ. Учесть все пожелания или до начала работы проинформировать, что какие-то пункты невыполнимы, — задача автора. Если же автор не предупредил, а вы решили сэкономить время и не вдаваться в детали, ответственность всецело ложится на вас.

Вы начали работу без ТЗ. Проинформировать о том, что с качественно заполненным ТЗ результат будет лучше, — святая обязанность копирайтера. Вы вправе отказаться, но учитывайте риски.

ТЗ может быть составлено в любой форме: по шаблону автора, в свободном стиле или по вашему брифу. Главное — ваша уверенность, что вы сказали все, что хотели.

Текст не уникальный. Если текст не содержит цитат, необходимых технических данных, выдержек из текста законов и уникален на 50% и менее по версии нескольких систем оценки, скорее всего, вам прислали рерайтинг вместо копирайтинга.

Но колебания в оценке уникальности даже на 3-15% по версиям разных программ — это норма. Если для вас жизненно важно, чтобы текст был уникален на 100% по какой-то конкретной программе, важно указать это заранее, поскольку пожелания разных клиентов различаются.

Вам прислали текст с нулевой уникальностью. Обратите внимание на источники, которые указывает сервис проверки: возможно, ваша статья уже влетела в индекс. А может, ее уже скопировали другие сайты.

Текст какой-то водянистый. Написать сочный текст на основании фактов — работа копирайтера. Представить факты — ваша задача. Их можно позаимствовать с сайта производителя, если вы заказали 1000 описаний смартфонов. Если же заказан текст о компании, поделитесь всей доступной информацией, ответьте на каждый вопрос автора, ведь инсайтами лучше вас никто не владеет.

Читайте также: Гид по копирайтингу для посадочных страниц

Текст какой-то непродающий. Единственный способ оценить «продающесть» текста — доставить его целевому покупателю. Если вы не разместили текст, говорить о том, что он не продаст, рано. Если разместили и «не поперло» — есть смысл проверить, работает ли телефон, все ли в порядке с дизайном сайта, получаете ли вы письма с запросами и вообще, интересен ли продукт читателю. Если же вы тестируете новый текст копирайтера наряду с уже работающим, проблема очень может быть в качестве выполненной работы.

Текст не нравится. В творческой работе есть объективные факты, а есть субъективное «нравится — не нравится». Во-первых, смиритесь с тем, что текст не обязан нравиться. В идеале, он должен выполнять поставленную перед ним задачу. Во-вторых, адекватно оценивайте свои компетенции и способности автора.

Скажем, если у вас уже есть позитивный опыт и вы четко знаете, что что-то работает, а что-то — нет, всегда можно проинформировать об этом автора до начала работы. Если же у автора больше опыта, есть смысл довериться его профессионализму. В-третьих, всегда слушайте свой внутренний голос: вы знаете и «чувствуете» свой бизнес лучше любого другого человека в мире.

Копирайтер называет цену, которая отличается от указанной на сайте. Один из немногих процессов, которые мы не смогли автоматизировать за шесть лет, — это оценка стоимости задачи. Порой одно требование клиента, допустим, дотянуть текст по уникальности до 100%, увеличивает затраты времени в два раза. Поэтому на сайте цены указываем ориентировочные. Но всегда сообщаем от и до, сколько может стоить работа, до того как начинаем трудиться.

Текст содержит ошибки. Ошибки — неизбежная составляющая любой работы. Как правило, самые профессиональные и грамотные авторы склонны допустить в тексте несколько эпохальных ляпов и с десяток негрубых помарок, которые превращаются в бородатые анекдоты. В то же время если текст вычитывает грамотный редактор, то в нем вряд ли будет найдено больше одной-двух негрубых помарок. Совершенству нет предела, но к нему всегда стоит стремиться!

Отстоять ваши права можно. Обращайтесь к автору, который работает официально и может предоставить договор, счет, акт. Будьте готовы платить ему больше, чем фрилансеру, который не знает, что такое налоги.

Пакет документов: договор, приложение с ТЗ, счет, акт. Если вы точно знаете, чего хотите, и указали это в ТЗ, подписали его с исполнителем, — это весомый аргумент. Даже незнакомый автор как минимум не пропадет за день до дедлайна.

Это интересно: Супервредные советы для текстов на посадочных страницах

Инфографика: Конфликт с копирайтером

Можно ли исключить все риски? Нет, но их можно существенно снизить. Закажите только один текст, даже если тестовое задание — платное.

Платить ли предоплату? Да, если вы не планируете протестировать 100 копирайтеров. Да, если вы доверяете автору, он работает официально и готов предоставить гарантии.

См. также: Топ рабочих навыков в эру интернета вещей

Как выбрать «своего» автора? Во-первых, обращайте внимание на факты: сколько лет опыта, выполненных проектов, отзывов, счастливых клиентов у исполнителя. А также — на ваше субъективное «нравится — не нравится». Выдайте задание трем-пяти исполнителям и оцените результат, приятность общения, общность взглядов на принципиально важные вещи.

Как сделать так, чтобы автор не «испортился»? Во-первых — работать с одним и тем же исполнителем. Если обращаетесь в контент-студию, попросите закрепить за вами постоянного копирайтера. Во-вторых — мотивируйте. Помимо 100% предоплаты, лучшая мотивация — комплимент. Вы даже не представляете, насколько приятно слышать, что твоя работа сделана круто и принесла измеримый и ощутимый результат! И еще мелочи: выдавайте качественные ТЗ, требуйте ровно то, что заказано.