К 2012 году на мобильный поиск будет приходиться 25% глобального поиска (исследование Google Smartphone User Study). Это заметка для тех, кому интересно узнать, как оптимизировать мобильный сайт.

Для начала – немного статистики.

Согласно данным Microsoft (для США) 51% процент пользователей смартфонов купили что-нибудь у ритейлера, имеющего мобильный веб-сайт; однако такой сайт имеют только 4.8% ритейлеров.

А недавнее исследование, проведенное Google, показывает, что 77 % пользователей смартфонов посещают веб-сайты поисковой системы, сопровождаемые социальными сетями (то есть, вместе с ними путешествует их база контактов). И девять из десяти результатов мобильного поиска – это информация к действию (покупка, контакт с бизнесом).

Рост мобильного интернета опережает все внутренние прогнозы Google; согласно Эрику Шмидту, ролики на You Tube получают 200 млн мобильных просмотров ежедневно.

По оценке eMarketer, общее количество рекламных расходов на мобильные устройства в США достигнет в этом году 1.1 млрд, что на 48% больше, чем в 2010. А некоторые аналитики прогнозируют еще больший рост бюджетов.

Ожидается, что мобильный поиск составит 10% поисковых бюджетов Google с охватом этого рынка в 97%.

Определение мобильного устройства

Конечно, существует платная мобильная реклама, но сейчас сделаем акцент на контент, социальный и органический поиск.

Стоит помнить, что площадь экрана телефона меньше, чем у обычного компьютера, а значит – меньше возможностей для использования в ключевых словах названий и описаний.

Сначала нужно решить – нужен ли отдельный сайт для отображения в мобильных устройствах, или можно обойтись мобильной версией существующего. Для этого можно отследить пользовательские агенты, чтобы определить свою ЦА.

(Смартфоны могут просматривать большинство сайтов как обычные браузеры; вопрос в том, нужны ли им такие широкие возможности. (Еще один момент – некоторые функции, например Flash, не будут отображаться на iPhone. Возможно, введение HTML 5 решит эту проблему.) И хотя смартфонами пользуются все больше, обычных телефонов пока тоже достаточно.)

Для упрощения можно разделить мобильные телефоны на несколько видов:

1. Обычные телефоны, которые не могут обеспечить нормальный просмотр веб-страниц (cHTML (i-mode), WML, WAP другие)

2. Смартфоны, которые отображают веб-страницы, по крайней мере, частично (Windows Phone 7, Blackberry, Iphone, Android, планшеты и электронные книги).

В дальнейшем можно будет добавить в эту категорию еще два пункта:

• устройства с поддержкой HTML 5

• устройства без поддержки HTML 5

Googlebot и мобильный контент

У Google есть два сканера, имеющие отношение к теме – Googlebot и Googlebot-Mobile. Первый сканирует страницы десктопного типа, второй – мобильный контент.

Вопрос состоит в следующем: учитывая разнообразие мобильных браузеров, какой контент нужно предоставлять мобильному боту?

Ответ заключается в User-agent, который Googlebot-Mobile индексирует при обходе. Есть несколько пользовательских агентов мобильного робота, все из которых используют этот формат:

[Phone name(s)] (compatible; Googlebot-Mobile/2.1; +http://www.google.com/bot.html)

Ориентируйтесь на использование вашего содержания для телефона в строке User-agent.

Мобильные ключевые фразы

Исследуя мобильные ключевые запросы, стоит учитывать, что они, как правило, короче обычных на 25% (в среднем).

Инструмент подсказки ключевых слов Google позволяет отфильтровывать мобильные запросы и статистику; можно посмотреть конкуренцию, глобальные и локальные месячные выборки, поиск локальных трендов – все зависит от выбранного фильтра.

Мобильное форматирование и верстка

Для проверки отображения сайта в мобильных устройствах можно воспользоваться сервисом

Mobilemoxie. Среди его инструментов:

• исследование запросов

• сортировщик HTML кода

• мобильная поисковая индексация и сео

• эмулятор мобильного веб-сайта и сравнение телефонов

• симуляция мобильной поисковой системы

• результаты сравнения

Также Google может модифицировать HTML-код для лучшего отображения на мобильных устройствах.

Мобильные фильтры в Google Analytics

Можно использовать Google Analytics (новая версия), чтобы следить за Вашими мобильными

посетителями, не создавая отдельный фильтр в профиле.

С помощью фильтров можно отследить мобильный органический трафик, взаимодействие с вашим контентом и конверсии.

Мобильная карта сайта

Можно предоставить Google карту сайта в формате XML. В карту нужно включать только мобильные адреса, даже если те имеют перенаправление на декстопный контент.

Мобильные URL

Из-за рекомендаций поисковиков многие веб-мастера отслеживают пользовательских агентов, и если те заходят с мобильного устройств, перенаправляют их на мобильную версию сайта, например так:

m.mywebsite.com

www.mywebsite.com/mobile/

Для этого больше нет необходимости. Веб-мастера могут предоставлять контент, используя одинаковый URL.

(Для Googlebot и Googlebot-Mobile URL-структура не имеет значения, пока она отображает то, что видит пользователь. Например, если вы перенаправляете пользователей от www.example.com к m.example.com, оба адреса будут просканированы и добавлены к правильному индексу. В этом случае используйте переадресацию 301 как для пользователей, так и для Googlebot-Mobile.

Если вы подаете все типы содержимого (для декстопов и мобильных устройств) из одного URL, в зависимости от User-agent, это тоже приведет к индексации, Google не считает это клоакингом. Стоит повторить, что, независимо от структуры URL, нужно правильно определить пользовательских и мобильных агентов и подавать им одинаковый контент.)

Преимущества единственного URL – единое назначение для построения ссылок, кроме того, пользователям легче делиться информацией в социальных сетях, не путаясь в адресах.