Хороший маркетинг начинается с хорошего маркетингового плана. Чтобы создать рабочий и по-настоящему эффективный документ, придется попотеть. Мы хотели бы существенно облегчить вашу работу, поделившись тремя советами, которые, несмотря на свою простоту, могут творить маркетинговые чудеса. Впрочем, статистика не верит в чудеса: так, недавнее исследование Bridges Consultancy показало, что 9 из 10 маркетинговых планов превращаются в бесполезные клочки бумаги.

В том, что процент неудач столь велик, нет ничего удивительного. Маркетинг, равно как и бизнес в принципе, следует плану ровно настолько, насколько это необходимо оговоренными правилами. Далее, добившись поставленной цели, мы с чувством выполненного долга ставим галочку — «готово!» — и возвращаемся к своим рутинным письмам-встречам-краткосрочным задачам, забывая о глобальной стратегии и фундаментальных векторах развития бизнеса. А ведь именно эта стратегия и является ключевым фактором, который выделяет по-настоящему успешные компании!

Порой мы забываем о необходимости расставлять приоритеты, налаживать связи и воплощать проекты в жизнь согласно глобальным целям. Очень часто перед нами мельтешат рутинные задачи, и времени на то, чтобы рассмотреть картину целиком, попросту не хватает.

К сожалению, такое положение вещей — это данность. Что же, нам остается лишь учитывать эти «баги» и делать все возможное, чтобы их нейтрализовать. Советы ниже помогут превратить маркетинговые планы в успешную маркетинговую активность, мобилизовать ваших коллег и правильно расставить приоритеты при создании и реализации вашего МП.

№ 1. Вам нужен план создания маркетингового плана

Да, вы все правильно поняли — создайте отдельный план, по которому вы будете формировать МП. И да, это звучит несколько странно, но все же — не спешите запустить двигатель планирования. Остановитесь. Четко сформулируйте, каким именно вы видите результат планирования. Каковы ваши ориентиры? Ограничения? Параметры? В каком качестве вы хотите предстать после выполнения плана — как организация или как бренд? Загляните на несколько лет вперед: по каким показателям вы сможете определить, что ваша стратегия работает? И, самое главное, что вы готовы поставить на кон для того, чтобы достичь желаемых результатов?

На этом этапе вы должны определить приоритеты: будет ли это скорость или качественные результаты? Сможете ли вы предпочесть важные задачи задачам срочным? Сформируйте связку ключевых факторов, которые необходимо учесть при дальнейшем развитии вашего бизнеса: главные тренды, сильные и слабые стороны рынка, достоинства и проблемы непосредственно вашей компании.

«Планирование плана» — это не просто прогноз будущего вашей компании, но понимание, как именно превратить это будущее в реальность. Сейчас не время для авантюр — вы вот-вот запустите механизм, который должен максимально эффективно привести вас к желаемым результатам.

№ 2. Вам следует создать план выполнения МП

Печально, но факт: многие отличные компании испытывают серьезные сложности при переходе от глобальных проектов к детальному планированию с учетом миллионов мелких задач, из которых и состоят большие проекты. Конечно, в этом вопросе очень легко скатиться в банальность и чрезмерно все упростить. Однако мы все же попробуем очертить три главных момента, которые гарантируют успешный переход от смелых и амбициозных размышлений к необходимым действиям.

Приоритеты. Многие организации не всегда верно соотносят свои проекты с реальными возможностями исполнителей. Создав свой «идеальный» маркетинговый план, сделайте шаг назад и как можно более придирчиво рассмотрите то, что у вас получилось. Расставьте приоритеты и, по возможности, разбейте крупные проекты на составные части. Так будет значительно проще определить точное количество ресурсов, необходимых для выполнения конкретной задачи.

Делегирование. Любой, даже самый удачный, маркетинговый план превратится в пустышку, если идеологи и стратеги не будут работать бок о бок с профессионалами-исполнителями. Налаженный процесс делегирования задач может залатать даже те бреши МП, которые вначале попросту не видны. Если вы до сих пор не включили менеджеров в обсуждение, самое время это сделать! Далее — делегируйте, причем делегируйте и задачи, и авторитет. Доверяйте исполнителям, но и не пускайте все на самотек. Система отчетности и тайм-менеджмент помогут сохранить баланс и поддерживать продуктивную работу всех сотрудников.

Коммуникация. Важность диалога и кооперации ни у кого не вызывает сомнений. Залог успеха — это не просто «разговорчики», но четко поставленные цели и правильно сформулированные задачи, а также готовность разъяснить детали и предоставить компетентный фидбек. Постарайтесь — естественно, в разумных пределах — заменить вопрос «ты сделал то, что я тебе сказал?» на «чем я могу тебе помочь?».

№ 3. Вам необходим культурный план

Том Петерс, влиятельный представитель деловой мысли и гуру управленческой науки, писал: «Культура ест стратегию на завтрак». Недостаточно просто разработать план, махнуть рукой — «вперед, товарищи!» — и получить фантастические результаты. Следует ежедневно развивать корпоративную культуру вашей компании, стимулировать и прививать привычки планирования и вдумчивой работы на результат. В противном случае все, что вы получите — работу из-под палки. Инертность, но не продуктивность.

Основная идея в том, что вам и вашим сотрудникам не справиться без общего видения вопроса. Но если вы видите одно и то же, маркетинговый план может превратиться во вдохновляющую картину будущего, насыщенную четкими директивами. Тогда аналитические данные станут платформой для инноваций, а не просто статистическим хламом, которым забиты компьютеры ваших коллег. Тогда планирование естественным образом превратится в достижение результатов.

Вы считаете, что это звучит слишком романтично, если не наивно? Ну, есть лишь один способ это проверить — начать планировать.

Источник: Inc.