Зачем нужна «Метрика», если есть «Аналитикс»? Именно такой вопрос можно услышать от многих специалистов, работающих в сфере контекстной рекламы. При этом считается, что «Метрика» должна быть на сайтах, рекламируемых в «Яндекс», а Analytics, соответственно, нужно установить на сайтах, продвигающихся с помощью Google AdWords. Отчасти это верно, особенно когда речь заходит об интеграции системы отслеживания с сервисом контекстной рекламы. Правда, иногда дело доходит до смешного. Один клиент как-то заявил, что у него все заказы идут с Google, а не с «Яндекс», потому что у него установлен Analytics.

Не преуменьшая заслуг последнего, но желая при этом разрушить подобный стереотип и восстановить историческую справедливость, мы хотим указать на два плюса «Метрики». Не будем вдаваться в слишком глубокие подробности, просто перечислим эти преимущества с минимальными комментариями по мере необходимости.

Во-первых, в «Метрике» есть «Вебвизор» — инструмент отслеживания поведения на целевой странице. С его помощью можно отследить поведение пользователя на сайте и выяснить, на каком этапе и по какой причине происходит, к примеру, прерывание конверсионной последовательности действий.

А во-вторых, в «Метрике» можно настраивать комбинированные цели, которые называются также составными. Смысл заключается в следующем: в «Метрике» вы можете настроить последовательности шагов, включающую в себя как события, так и переходы по страницам. В Google Analytics прямая реализация этой функции отсутствует.

Исходя из этого, продублировать обе системы отслеживания на сайте будет далеко не лишним, что мы и рекомендуем.

Анализ сайта на возможность настройки целей

Итак, вы уже выбрали «Метрику» и даже установили ее код в теле сайта? Следующим логическим этапом будет настройка целей, поскольку именно это (а вернее — количество совершенных конверсий) будет в первую очередь интересовать клиента.

Прежде чем перейти к вопросу настройки целей, укажем, на какие элементы сайта вообще можно настроить цели.

Итак, бдительно просматриваем все страницы сайта. В первую очередь вы должны обратить внимание на всевозможные формы и кнопки. Помните: на них можно настроить цели. Остается только определить, нужно ли. Также вы должны отметить для себя ссылки (иногда цель можно настроить и на них), к примеру, если по ссылке начинается загрузка приложения. При этом нужно обратить внимание, как меняется поле адресной строки при клике на том или ином элементе. Это будет определять метод реализации отслеживания конверсий. Если URL не меняется, значит, отслеживать цель нужно будет через события (клик по кнопке, заполнение формы). Если же URL меняется, значит, можно обойтись более простой настройкой, которая не повлечет за собой вмешательства в структуру самого сайта — можно будет отслеживать переходы между страницами с разными URL.

Иногда для того, чтобы пользователь смог достичь желаемой цели, ему нужно пройти несколько шагов. Если при этом на отдельных шагах URL меняется, а на отдельных — нет, значит, нужно будет настраивать так называемую составную цель, о которой мы писали выше.

Наш кейс: как мы повысили конверсию более чем в 2 раза на сайте школы английского языка.

И последний вариант — настройка целей на посещение пользователем определенного количества страниц. Возможно, такой вариант и несет в себе некую информацию (в том смысле, что раз пользователь не покинул сайт, его заинтересовало содержание ресурса), однако о самом главном свойстве — готовности совершить конверсию — такая цель ничего не скажет.

Перейдем теперь непосредственно к технической настройке целей.

Последовательность настройки целей

Первое, что нужно сделать, — это перейти в «Метрике» на вкладку «Цели».

Метрика цели

Остановимся на технических моментах настройки всех видов целей, начиная с самой простой.

1. Настройка на глубину просмотра

Кликнув на кнопке «Добавить цель», а затем на вкладке «Просмотры страниц», мы можем настроить цель такого рода:

Цель настроена на фиксацию посещения пользователем четырех страниц вашего сайта.

Метрика просмотры страниц

2. Настройка на URL страницы

Выбрав вкладку «URL страницы», переходим к настройке соответствующей цели. Вводим URL целевой страницы или часть этого URL в случае, если остальные данные генерируются динамически, к примеру, информация о заказе или посещении.

Метрика настройка URL

Перед вводом непосредственно URL можно изменить вариант его вхождения. Возможны следующие варианты:

  • содержит;
  • совпадает;
  • начинается;
  • регулярное выражение.

При выборе варианта «содержит» URL целевой страницы может быть, к примеру, таким: www.site.com.ua/contacts/form. В данном случае в адресе есть вхождение приведенной на скриншоте строки. Другой вариант той же самой цели, только более простой:

Метрика URL содержит

Очевидно, что строка «/contacts» входит в URL целевой страницы.

При выборе варианта «совпадает», URL должен быть строго www.site.com.ua/contacts.

Если выбрать «начинается», за конверсию будет засчитан переход, к примеру, по адресу www.site.com.ua/contacts/form… с любым числом дальнейших вложений.

3. Настройка на событие

Перейдя на вкладку «Событие», в поле «Идентификатор цели» можно ввести любое выбранное вами ключевое слово, которое эту цель будет описывать. Все ограничивается, по сути, вашей фантазией — никаких предустановленных слов здесь нет. Единственный совет: нужно выбрать такое слово, которое не используется в исходном коде страницы. Желательно, чтобы это слово было написано латинскими буквами.

Метрика настройка событий

Далее нужно будет внести изменения в исходный код страницы, а точнее добавить обработчик событий для одного из ее элементов:

  • на кнопку или ссылку — onClick;
  • на форму — onsubmit.

В нашем примере для кнопки необходимо поставить такой обработчик:

где COUNTER_ID — номер вашего счетчика «Метрики», а TARGET_NAME — любое кодовое слово, идентифицирующее вашу цель.

Для формы он будет таким:

4. Настройка составной цели

Можно объединить последние два варианта целей в один. Такое объединение, состоящее из нескольких шагов, называется составной целью.

В этом случае цель считается достигнутой, если пользователь вначале попадает на страницу сайта, содержащую строку «/contacts», а затем заполняет и отправляет форму обратной связи.

Метрика составные цели

Данные по цели, настроенной на событие (цель под номером 3), и данные по составной цели (цель № 4) не будут отличаться. Ведь финальное действие, определяющее конверсию, будет одним и тем же — это заполнение формы. Однако дополнительным преимуществом составной цели является то, что по ней можно получить так называемую воронку.

Метрика воронка продаж

С помощью такой воронки видно не только пользователей, совершивших конверсию (достигнувших целей), но и пользователей, которые не завершили конверсию по той или иной причине. Соответственно, такая воронка позволяет отследить потерю пользователей на ранних этапах конверсионной последовательности и устранить ее причину.

Таким образом, настройка целей в «Метрике» не отличается принципиально от настройки целей в Analytics. Однако, как уже указывалось выше, серьезным ее преимуществом является возможность настройки составной цели.