По возможности, конечно.

Вообще это пост — о неправильном приложении своих усилий. Почему одни люди получают со временем многое, а другие работают с утра до ночи и им все равно едва хватает на хлеб?

К романтической сказке «Заработать в интернете» это тоже относится.

Откуда пришла идея поста

Наверное, нет в жизни таких причин, из-за которых стоит совсем забросить художественную литературу. Занятые люди часто говорят, что сейчас читают исключительно «профессиональное»; мол, сначала о хлебе насущном, а насчет культурного вкуса — успеется.

Но вот в чем дело: все хорошие писатели — психологи и аналитики. В своих произведениях они рисуют разные характеры, срез общества своего времени; исторические, политические и экономические ситуации, часто их реальную подноготную. Качественная проза развивает в читателе лучшее понимание причинно-следственных связей.

Если даже в донельзя технологическом Google пришли к выводу, что люди производят любой контент, а значит, следует включить в алгоритм ранжирования авторитет автора — тогда литературу, изучающую людей и их поступки, как раз и стоит называть «профессиональной». По крайней мере, она должна интересовать маркетологов.

Наблюдения Фрэнка («Финансист» Теодора Драйзера)

Фрэнк — главный герой книги, умный и расчетливый парень. Который:

…По прошествии некоторого времени он уже стал задаваться вопросом: кто же, собственно, больше всего на этом наживается?

Эти мысли начали появляться у Фрэнка, когда он торговал на бирже акциями. Потом что-то случилось, акции упали, многие люди обанкротились и Фрэнк понял, что он просто шестереночка в механизме. Как бы он не старался, от него мало что зависит, потому что он работает с последствиями чьих-то действий с верхних уровней, а не создает эти последствия. (Кстати, неплохая аналогия с топорным SEO.)

Это очень хороший вопрос. Если даже не рассматривать его в контексте фабрик, заводов и пароходов — одним словом, реально крупного капитала — все равно стоит спросить себя «кто на мне наживается», прежде чем пуститься в очередную авантюру по написанию, скажем, дешевых статей.

Меня всегда поражала ситуация на дешевом копирайтерском рынке. Сотни тысяч вебмастеров, по сути, занимаются примитивной спекуляцией, примерно такой:

  • подобрали ключевые слова
  • сделали сайт на WordPress
  • наняли за копейки человека, который пишет им тонны текста
  • повесили рекламные блоки
  • получили от Гугла или Яндекса деньги

Ровно все то же самое может сделать любой другой человек, у которого IQ выше, чем у обезьяны. Тот же копирайтер, например.

Но при такой схеме как бы сотрудничества копирайтер остается за кадром, его всегда можно заменить. Если он хорошо трудился, он со временем получает некоторую надбавку — скажем, гонорар поднимается с 0.50 центов до 0.70 за тысячу знаков — но этого человека никто не знает, он безымянный станок. Им пользуются. Он не создает никаких смыслов, из-за которых стоит читать именно его, а не кого-то другого.

Идем дальше. Веб-мастера, занимающиеся какой-то серой деятельностью в интернете — они будут делать это всю жизнь?

Они будут интересны в кругах предпринимателей, журналистов, инженеров, в конце-концов, даже политиков — тех немногих, которые действительно распределяют финансовые потоки и знают, куда ветер дует?

Нет, они будут только подбирать крошки со стола. Если кто-то тыкнет в меня пальцем и скажет, что я написал эту заметку по мотивам выступления полу-скандального выступления Бориса Ходорковского на Optimization, это не так. Я написал ее за неделю до конференции, она просто «вылеживалась». Борис, кстати, с моими логическими выводами согласился, когда мы разговаривали на кофе-брейке.

Понятно, что у всех есть те или иные жизненные и финансовые обстоятельства. И кому-то такой заработок милее подметания в супермаркете. Но когда все более-менее уладится, лучше подумать, где можно дороже продать свой труд и рассказать о себе нужным людям.

Здесь работают те же «узловые» механики что и при распространении контента — найти место, где концентрация этих людей высока и показать им что-нибудь.

Вместо написания статьи за два доллара лучше напишите что-нибудь на Сossa.ru, который читают директора по маркетингу. Они даже лайкают некоторые посты, как ни странно. Если вас лайкнули, зашлите быстренько такому человеку резюме. Или просто поговорите. Пригодится.

То же самое с пресловутым контент-маркетингом. Анатолий Денисов (главред CMS Magazine) написал отличную заметку.

Пишите полезные вещи, а не очередную жвачку. Что я понимаю под «полезностью»? А очень просто. В SMM сейчас огромное количество страниц, которые публикуют fun. Хаха, и все такое.

Это очень напоминает ситуацию с купонными сервисами: приходит толпа, выгребает с полок все скидочные товары и уходит в следующий магазин. Лояльности ноль. То же самое с развлекаловкой. Человек может за день посмеяться на десяти страничках и пойти спать.

Но платежеспособная аудитория — она потому и платежеспособная, потому что думает, а не только развлекается. Ей нужно подкидывать в умственную топку новые дрова. Ярослав Трофимов как-то упоминал, что образовательные ролики, где рассказывают про биологию или чёрные дыры периодически собирают на YouTube огромное количество просмотров. И это достаточно отвлеченный пример, т.к. чёрные дыры мало влияют на реальную жизнь.

А как насчет той же психологии, бизнеса, опыта? Здесь что-то действительно полезное с руками оторвут.

Эээ, не помню такого человека…

Сидение в интернете и общение с роботами обладает еще одним большим минусом — асоциальностью. Если вас периодически не видят, вы не вхожи в те круги, где действительно что-то решается.

— Я знаю только, что это вопрос влияния и протекции, — продолжал Каупервуд. — «Дрексель и К» и «Кук и К» имеют связи в Гаррисберге. У них там есть свои люди, стоящие на страже их интересов. С главным прокурором и казначеем штата они в самых приятельских отношениях.

Если я предложу свои услуги и даже докажу, что могу взять на себя размещение займа, мне это дело все равно не поручат. Так бывало уже не раз. Я должен заручиться поддержкой друзей, их влиянием. Вы же знаете, как устраиваются такие дела.

Личные договоренности по прежнему играют большую роль. Познакомить человека А с подрядчиком Б; рассказать инсайд пресс-секретарю В; поговорить за жизнь с руководителем отдела маркетинга компании Д, а потом получить от этой компании подряд на разработку чего-нибудь.

Если уж так хочется сидеть в интернете: социальные сети, кроме прочих своих приятных особенностей, обладают очень важным качеством — они напоминают о том, что вы вообще существуете в природе.

Вспомните, с вами наверняка случались такие узнавания: просматривая ленту, вы видите чей-то пост и вдруг понимаете, что этот человек вам приятен, давно нужно было ему написать, вот только вы напрочь забыли, что он есть и не вспомнили бы, если бы не френд-лента.

Мини-эпилог

Если вы видите человека, который собрался писать безымянные статьи или заниматься еще какой-то копеечной чепухой — отговорите его. Пускай займется чем-нибудь более полезным и выйдет на люди под своим именем. Всех не отговоришь, но кому-то вы поможете.

P.S. Не нужно воспринимать пост, как призыв не заниматься дешевой или не очень выгодной работой вообще. Понятно, что за практику обычно платите вы — деньгами или временем.

Но, если получается, лучше с самого начала приложить свои усилия туда, где результат более весомый. И пусть при этом все остальные занимаются чем угодно и продают пачками инфо-курcы.

P.P.S. Я показал эту заметку Ольге Лариной, человеку, которого глубоко уважаю за деловую практичность и умение находить общий язык с уважаемыми людьми. Оля прокомментировала:

Проблема многих людей в том, что они не умеют отличаться. Одно дело писать на бирже ради опыта\портфолио и совсем другое — так никуда из этой биржи не вырасти. Все любят рассуждать о стратегии голубого океана, но мало кто хотя бы раз в жизни пробовал освоить новую нишу в своей профессиональной деятельности. Нечто подобное в психологии называется выходом из зоны собственного комфорта. Ничего приятного, кстати. Именно поэтому большая часть фрилансеров делают все для всех как все. И проигрывают.

А по поводу связей один мой партнер (ныне очень успешный человек) рассказывал мне, как он в далеком прошлом работал менеджером продаж в малоизвестной типографии. Звезд с неба они не хватали, но он отчаянно хотел изменить такое положение вещей. Уже тогда он практиковал стиль общения face2face — поэтому большую часть своего рабочего времени проводил непосредственно в общении с потенциальными клиентами. Он не навязывался и не пытался продать в лоб, понимая, что это бесполезно. Он просто заходил на кофе, рассказывая последние сплетни рынка или занося почитать интересный деловой журнал.

Харизмы ему было не занимать, посему люди искренне радовались возможности передохнуть в середине рабочего дня и просто поболтать. Однажды в разгар очередного анекдота вбежала запыхавшаяся сотрудница компании и сообщила, что у их подрядчика по полиграфии большие проблемы, поэтому проект просто срывается. Времени было в обрез, сроки горели и искать замену было очень накладно. Наш герой молча пил кофе во время этой перебранки и тут один из менеджеров внезапно сказал: Слушай, а вы у себя можете такое напечатать быстро и качественно?

Можем, — ответил он. Так они получили первого крупного клиента.