Нет, сегодня речь пойдет не о контекстной рекламе, хотя параллель напрашивается сама собой. Мы запускаем новую рубрику нашего блога, посвященную продуктивности. Этот тренд мусолят все кому не лень, к тому же, существует масса как русскоязычных, так и зарубежных ресурсов, специализирующихся сугубо на productivity и «лайфхаках», скажете вы. И будете правы. Но хитрость в том, что в словосочетании «личная эффективность» ключевое слово — «личная».

Потому…

Нет универсальных подходов, есть только общие направления. Нет аксиом — есть рецепты, которые работают в конкретном случае, а в другом имеют совершенно противоположных эффект. Этих рецептов и направлений масса, и мы хотели бы с вашей помощью разобраться в их многообразии, а также найти оптимальное решение для себя и, если получится, помочь определиться и нашим читателям, коллегам и друзьям.

Начнем с упоминания наиболее популярного метода управления продуктивностью — GTD Дэвида Аллена. Для того, чтобы вникнуть в ключевые особенности этого подхода, а также узнать немного истории, можно прочитать информативную статью в Википедии. Впрочем, мы уверены, каждый хотя бы краем уха слышал эту аббревиатуру (GTD — getting things done) как применительно к конкретной авторской методике, так и для обозначения любых техник и инструментов, направленных на оптимизацию рабочего (и не только рабочего) процесса.

Хозяин контекста — время

Согласно Аллену, любые дела, начиная с бизнес-проекта и заканчивая приготовлением ужина, должны пройти пять фильтров вашей системы: сбор, обработка, организация, обзор и непосредственно действие. Одним из главных операторов в данной системе являются «контексты». Т. е. привязка определенной задачи к месту или способу (работа/домашние дела/личные проекты; компьютер/планшет/телефон; высокая/средняя/низкая продуктивность и т. д.). Далее — регулярное повторение всего цикла, которое позволяет не только видеть реальный прогресс, но и определять проблемы, которые становятся на пути к успешному завершению дел.

Обратите внимание, что примеры контекстов, перечисленные выше, несколько отличаются от хрестоматийного алленовского подхода. Это и не удивительно. Подход, взорвавший бизнес-мир в начале нулевых, в настоящее время требует переосмысления и доработок. Традиционная экономика превратилась в информационную. «Онлайн» стал неотъемлемой частью нашего «оффлайна». Некогда жесткие грани между контекстами размылись. Мы можем работать на планшетах и смартфонах. Мы можем делать покупки в Интернете и вполне успешно заниматься персональными проектами, сидя в кафе. И так далее. Именно поэтому разделение на работе/в магазине/дома/на компьютере больше не действует так безотказно, что порой отталкивает многих людей от превосходной, пусть и не абсолютной, системы.

Важность экспериментов

Именно потому, что «проверкой на вшивость» для любого контекста является время, столь важно определять правильные контексты. Вернее, правильную полноту контекстов. Поучительный пример: знакомый, заняв управляющую должность, стал хаотично метаться между различными системами, начиная от обычных списков дел, минуя кропотливо реализованные GTD и Agile Results, заканчивая японской системой организации Kanban (мы еще не раз вернемся к этим и многим другим подходам).

Он преуспел. Что касается работы — преуспел. Однако все его личные увлечения и проекты остались за бортом мощного рабочего крейсера. Тогда он стал не менее лихорадочно перестраивать все системы, пока не пришел к тому, с чего начинал, — к простым текстовым заметкам и скромным todo-менеджерам, включив в них не только рабочие проекты, но и все остальные начинания. Жизнь наладилась! Он разобрал свой крейсер, построив вместо нее яхту, которая, однако, столь же эффективно справляется со своим назначением — полностью разгружает его «оперативную память», выстраивает задачи по мере их приоритетности и избавляет его от вопроса «что дальше?».

Еще раз повторим, насколько важная полнота контекстов (вне зависимости от выбранной вами системы) и эксперименты с ними (при малейшем дисбалансе этой системы). Готовящийся цикл статей о продуктивности — тоже эксперимент, который, надеемся, вам понравится. Также будем признательны, если вы поделитесь в комментариях своими подходами к организации собственных времени и задач и методологиями, от которых вы отталкиваетесь. Продуктивной рабочей недели, друзья!