В этой статье не будет агитации «нового этапа в линкбилдинге», как не будет и разгрома «новомодного веяния» в пух и прах. Давайте лучше поговорим вот о чем:
- что такое комплексный подход в крауд-маркетинге;
- кто первый начал его использовать;
- можно ли продвигаться в поисковиках при помощи крауда (и как относится к этому Гугл);
- что самое сложное в маркетинге толпы;
- когда крауд приносит результаты.
Мнения отрасли диаметрально противоположны, когда речь заходит о крауд-маркетинге. О нем больше говорят, чем применяют. Уж не одно копье сломано в интернет-дискуссиях о его пользе и бесполезности. При этом почти никто не отслеживает эффективность «маркетинга толпы» в забегах на длинные дистанции.
Почему одни поют оды крауд-маркетингу, а другие открыто высмеивают «тренд однодневку»? Возможно, дело в том, что мы по-разному трактуем сам термин и не всегда используем инструмент по назначению.
Я сам обманываться рад!
Помните, какой был ажиотаж вокруг социальных сигналов продвижения? Я тоже не припоминаю. А ведь социальные сигналы и крауд-маркетинг, если не братья-близнецы, то близкие родственники точно. Тогда почему «тема» крауда выстрелила?
С одной стороны, поисковые системы из года в год ужесточают требования в отношении внешних ссылок, так что, вероятно, с каждым обновлением «Минусинска» и «Пингвина» крауд-маркетинг будет на пике популярности в SEO-блогах. С другой, именно драконовские меры поисковиков заставляют нас искать панацею, соломинку, за которую можно ухватиться в зыбучих песках требований Гугла и Яндекса «просто-делайте-сайт-удобным-для-пользователя».
Примечательно, что термин «crowd marketing» неведом западным маркетологам. Это редкий случай, когда рунет самостоятельно придумал и подхватил новый тренд. На западе подобный подход называют «crowd technologies» или «guerilla marketing» — подразумавая партизанский маркетинг и сарафанное радио.
Вот видео, которое выложили referr.ru (наверное, для устранения сомнений заказчиков). В нем Андрей Липатцев (представитель Гугла) говорит, что крауд-маркетинг работает — как составная часть партизанского маркетинга (guerilla marketing).
Думаю, вы замечали, что комментарии под англоязычными статьями отличаются от комментариев в русскоязычном интернете. Там почти нет ссылок, зато сплошь и рядом попадаются долгие дискуссии по теме статьи. При этом вовлеченность пользователей социальных сетей в разы больше чем у нас: там принято комментировать, шейрить и репостить. Возможно, разгадка в том, что мы компенсируем реальную активность пользователей искусcтвенными мерами?
Вначале работает все
Первые баннерные объявления на сайтах в дремучем 98 году имели CTR более 10%. Это было ново, у пользователей еще не выработался иммунитет. Сейчас их не отключают в браузере разве только интернет-маркетологи и юзеры-новички.
До того как появились привычные нам поисковые системы, пользователи бережно сохраняли ссылки в текстовых файлах и делились ими с друзьями. Тогда каждый полезный ресурс был на вес золота. Теперь пользователи редко советуют посетить сайты другим из бескорыстных побуждений: каждая вторая ссылка на форуме — неприкрытая реклама.
Настала эра спама на форумах и в комментариях под статьями. Но и это не все — «профессиональные» крауд-маркетологи сначала создают тему на форуме под одним аккаунтом, а затем отвечают в этой ветке под другим ником, оставляя заветные ссылки. Для спама даже создаются специальные форумы.
Возвращение к истокам
Как видите, крауд скатывается до спама, и происходит это из-за сужения самого понятия. Часто под крауд-маркетингом понимают размещение ссылки ради ссылки: действуют и оценивают результаты в соответствии с этим критерием.
Но каким он должен быть на самом деле? То, что в рунете с легкой руки Юрия Титкова назвали крауд-маркетингом, является гибридом нескольких видов интернет-продвижения:
- репутационного менеджмента,
- стимулирования продаж при помощи общения с аудиторией,
- SEO оптимизации.
Крауд стал симбиозом трех подходов, но не является ни одним из них в чистом виде.
Тавтология: партизанский крауд-маркетинг
Классика маркетинга с нулевым бюджетом — реклама своих товаров или услуг на тематических форумах, кишащих целевой аудиторией. Засветитесь там, где просят совета, чтобы получить дополнительные продажи.
Утопия: общение с клиентом
Идеальный каруд тесно связан с репутационным менеджментом, когда эксперт консультирует пользователей, ненавязчиво продвигая свой продукт. Таким образом повышается доверие к бизнесу, увеличивается узнаваемость бренда.
Крауд-маркетинг органично вписывается в контент-стратегию и берет на себя функцию распространения материалов, привлекая внимание к контенту. Вполне возможно, что вы читаете эту статью, потому что перешли по ссылке из социальной сети или комментария в блоге.
Крауд полезен при продвижении инфоповодов; верно и обратное — создание инфоповода служит платформой для запуска крауд-маркетинговой кампании.
Оксюморон: естественные SEO-ссылки
Нужно осознавать, что крауд не заменяет ссылочное продвижение, поэтому ожидать роста позиций в краткосрочной перспективе не стоит. Первые робкие результаты можно заметить через 3-6 месяцев упорной работы.
При грамотном подходе получите дополнительный трафик и разбавите ссылочный профиль «естественными» ссылками. Какой-то отзыв принесет одноразовый всплеск трафика, другой обеспечит постоянный приток новых пользователей. Но уповать только на отзывы в надежде заслужить любовь поисковиков — не самая выигрышная стратегия.
Крауд-маркетинг — это сложно
Сам подход, как видите, не хитрый: прикинься потребителем или стань экспертом, вотрись в доверие на форуме, наработай авторитет и советуй. Простая схема на деле оказывается долгим трудозатратным процессом. Этому есть несколько объяснений.
Подходит не для всех тематик
Локальному бизнесу узкой тематики использовать крауд-маркетинг априори будет сложно, делать это качественно — очень сложно: просто недостаточное количество площадок и поводов для размещения отзывов.
Показательный пример в комментариях под «экономической» статьей об индексе бигмака на «ЦП».
Хоть в этот раз комментатора не «заминусовали» из-за креативного подхода, но много отзывов так не оставишь.
Специфичная ниша
Есть области, для которых крауд не только сложен, но и часто неэффективен. Например, для предприятий тяжелой промышленности или продавцов специфического оборудования, которое интересно узкому кругу специалистов.
Отсюда вытекает проблема с экспертностью: профессионалам некогда шерстить площадки и ввязываться в долгие дискуссии, а ссылочнику, который не разбирается в теме, сложно заработать авторитет.
Трудоемкий процесс
Бизнесу нужно выбрать: либо пожертвовать ценными часами профессионала, либо обучать и консультировать сотрудника (фрилансера). Первые пару дней работы это может показаться простым и занятным, но вскоре очевидные площадки для размещений начнут заканчиваться. Разочарование возрастет, когда часть оставленных комментариев со ссылками удалит модератор, а новый аккаунт попадет в бан.
Попробуйте поручить эту задачу штатному сотруднику в качестве дополнительных обязанностей и увидите, какие найдутся причины увильнуть от новой работы. Скорее всего, если крауд-маркетингом займется не отдельно нанятый сотрудник или аутсорсер, то качество будет хромать.
Результат виден не сразу
Более того, значимого результата для конкретной тематики может и не быть. Поэтому прежде чем тратить ресурсы на крауд-маркетинг, убедитесь, что нет более приоритетных задач: например, работ по внутренней оптимизации сайта или выполнению контент-плана.
Алгоритм работы со «сложной» тематикой
- Составить список требований к площадкам и ссылкам.
- Подобрать список ресурсов для размещения.
- Оформить и прокачать аккаунты.
- Постоянно мониторить сеть на предмет появления новых тем, статей, ответов.
- Анализировать эффективность ссылок на разных ресурсах.
- Удалять из списка площадки, которые не дают результата, или на которых ваши посты постоянно удаляют.
- Попробовать создавать темы самостоятельно («сам спросил — сам ответил»).
Кому поручить?
Рассмотрим плюсы и минусы делегирования в нелегком деле crowd technologies.
Постить самостоятельно
Массовой «атаки на толпу» не получится, если заниматься этим факультативно, но небольшой прирост трафика и несколько десятков естественных ссылок получить можно. В этом случае гораздо эффективнее подходить к задаче с точки зрения репутационного менеджмента.
Штатный сотрудник
Если у вас есть инхаус копирайтер или SEO-шник, поручите ему создать определенное количество постов в месяц, описав критерии:
- комментарий полезный и уместный,
- не содержит открытой рекламы,
- текст мотивирует перейти по ссылке,
- посещаемость ресурса не менее определенного количества уникальных посетителей в месяц,
- возраст статьи или дата последнего комментария в ветке темы на форуме не старше заданного.
Плюс такого подхода: когда крауд ведет ваш работник, то прокачанные аккаунты остаются бизнесу, даже если исполнитель уволится.
Фрилансер
В зависимости от профессионализма и опыта фрилансера можно получить правдоподобные комментарии в релевантных темах или обыкновенный спам где попало. Заказывая услуги по принципу «у этого дешевле», рискуете навредить собственной репутации.
Минус сотрудничества с «внештатником» — не каждый исполнитель будет добросовестно штудировать тематику перед началом работы.
Аутсорс
Минус работы с подрядчиком цена — фрилансера нанять дешевле. Но несомненным плюсом является профессионализм исполнителей, которые занимаются краудом на постоянной основе. Плюс состоит в том, что перед началом работы агентство изучает специфику и проводит анализ перспективы крауд-маркетинга для тематики, чтобы не тратить деньги и усилия понапрасну.
Почему крауд умрет?
Если тенденция будет сохраняться, то крауд-маркетинг выродится в спам. Но это не значит, что пользователи перестанут делиться друг с другом сайтами, а оптимизаторы оставят попытки получать ссылки, которые похожи на естественные. В конечном итоге все искусственное со временем отмирает, а полезный сервис и контент будут востребованы всегда.
По аналогии с SEO можно классифицировать подходы к крауд-маркетингу. «Белый» способ послужит нам еще долго, а «черный» скоро перестанет работать и превратится в информационный шум.