Идея календаря покупок для более органической продажи товаров в социальных медиа + опросы по поводу продаж в соц. сетях (ВКонтакте и Facebook).

Идея этого приложения возникла у меня, когда я думал про продажи в социальных сетях. Я вообще люблю думать и находить в разных процессах их настоящую психологическую подоплеку. Мне это было интересно хотя бы для того, чтобы убедить самого себя что-нибудь там купить. А меня убедить трудно, т.к. у меня аллергия на бренды и назойливое манипулирование.

Вступление

Небольшая выдержка для лучшего понимания:

«Однако долгожданный для многих миллионов людей мир для промышленности США означал резкое снижение военных заказов и уменьшение загрузки производственных мощностей.

Предстоял болезненный переход на мирные рельсы. В результате, уже в середине 50-х годов экономике США начинает грозить опасность перепроизводства. Количество производимых товаров возрастает по сравнению с 1940 годом в 4 раза, а соответствующего увеличения торговли не наблюдается. Появляется необходимость стимулировать торговлю любыми средствами, и фирмы начинают вкладывать в рекламу до четверти своих доходов.

Но на пути увеличения спроса на товары стоят два серьезнейших препятствия:

  • Как будто бы полная удовлетворенность населения прежними приобретениями
  • Возрастающая стандартизация товаров, лишающая их многих индивидуальных качеств

В сложившемся положении рекламные специалисты предлагают две новые великолепные идеи:

  • Пропагандировать среди населения чувство недовольства тем, что у него есть, и всемерно побуждать к новым покупкам;
  • Обратиться к бессознательным желаниям и энергично их эксплуатировать

Так с середины 50-х годов начинается массовое и успешное использование психоанализа в рекламе, а рекламные специалисты становятся одними из основных героев, спасших США от глубочайшего кризиса перепроизводства.»

«Книга современной рекламы», Издательство Институт Песоцких

В серьезных рекламных кампаниях на Западе все синхронизировано с молекулярной точностью — например, подсчитаны смены циклов у женщин, чтобы в эти дни предлагать им сопутствующие товары. Но и этого мало. Теперь, с помощью распространения определенного lifestyle и медийных интерактивных инструментов (социальные медиа), ушлые маркетологи пытаются залезть еще и в мою бедную голову.

Эй, а рабочие места?

Да, конечно, можно сказать, что реклама удовлетворяет спрос. Но есть спрос сиюминутный (человеку захотелось есть, он увидел вывеску кафе, зашел и поужинал). Здесь вариантов выбора немного, да и не особо они нужны. Возможно, в двух кварталах есть кафе получше, но кушать уж больно хочется. Здесь все честно.

И второй вариант: когда спрос создается искусственно. Медиа-среда упорно долбит сознание человека, заставляя его думать, что ему нужны какие-то определенные вещи.

Хотя эта стимуляция к потреблению, как было написано выше, стимулирует колесо экономики, которое вертится потому, что одни люди что-то покупают, а другие — что-то производят (и наоборот). Все мы в какой-то мере являемся и покупателями, и производителями. Я, например, произвожу интеллектуальный контент и покупаю одежду у производителя, который покупает мой интеллектуальный контент, чтобы продавать свою одежду другим людям. Колесо крутится за счет равномерных усилий от разных сторон, служащих общей цели — непрерывному движению.

В культовом романе «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд выводится мысль, что предприниматель — это двигатель прогресса, потому что человек способен что-то делать, только если ему чего-то хочется. То есть, опираясь на свои желания, он способен изменить мир, и возможно, к лучшему.

Мне лично не очень нравится фраза Тинькова в одной из его книг, где он пишет «если вы не предприниматель — закройте и отложите книгу, вы посредственность, но ничего плохого в этом нет, это нормально», но нельзя поспорить с тем, что большинство предпринимателей имеют схожие с американскими первопроходцами черты — настойчивость, ум, терпение и честолюбие, а ведь именно такие люди всегда формировали общество и делали вообще хоть что-нибудь, а не просто разговаривали на высокие темы на кухне у грязной раковины, что довольно характерно для славянского менталитета.

Однако плохо, если в таком обществе утрачивается привычка анализировать и сравнивать. Пару лет назад я купил на складе чешскую военную курточку, такой себе street style или urban style, которая отлично сидела по фигуре (как и практически любая военная одежда). Она стоила — вы будете смеятся — 168 грн. Так как я работал раньше с обувью и одеждой, я бы мог много рассказать про их себестоимость — например, когда кроссовки стоят 150 грн, а продаются за 850 — но лучше не буду вас огорчать.

Расскажу про шутку, которую я проделывал с помощью этой курточки. На ней не было лейбла, и если меня спрашивали, что это за фирма, я обычно отвечал, что это Diesel за 3000 грн. Тогда на курточку смотрели с уважением и легкой завистью. Немного погодя я озвучивал настоящую сумму и настоящего производителя и наблюдал, как у человека грустно вытягивалось лицо, и теперь он смотрел на мою курточку с некоторой обидой. В его глазах она была уже не крутая не потому, что он мог оценить ее качество, а потому, что это не бренд.

Продажи в социальных сетях

На Facebook я лично никогда ничего не покупал. У меня рекламная слепота, и на объявления я обращаю внимание очень редко (хотя одна реклама — Taki Box — периодически попадается мне на глаза уже месяца три-четыре, так что я даже заинтересовался…).

Кстати, перед тем, как я сел писать пост, я быстренько запустил опрос, ради интереса. Вот что получилось:

————————————-

————————————-

За помощь спасибо моей коллеге Екатерине Золотаревой и Русфету Кадырову (Kport).

Хотя, если честно, опросы немного нерепрезентативны, потому что у меня, Русфета и Катерины в друзьях по большей части, думающая аудитория. Подозреваю, что если такой опрос сделает 17-летний подросток, у которого друзья смотрят Дом-2, результаты будут немножко другие.

У меня возникла мысль, почему продажи (и не только в социалках) идут так туго. Да, маркетологи выясняют параметры своей ЦА, да, у некоторых даже доходят руки до фокус-групп, но по большей части, это личные соображения некой группы людей о том, почему их товар обязательно должен понравиться другим людям.

Возможно, подводкой к товару идет не та информация?

Какая информация продает?

Если судить по пирамиде Маслоу, которую еще никто не пытался опровергнуть (наверное потому, что хорошо работает), то на нижних ступеньках человек руководствуется эгоистичными инстинктивными желаниями — секс, еда, защита от неудобств (крыша над головой) и так далее. Немного позже он поднимается к более высоким ступенькам и к более осознанным потребностям — развитие и самореализация.

Очевидно, что рекламные посылы для разных потребностей будут отличаться. Информация про удовлетворение нижних потребностей быстро забывается (пока не перерастает в бренд), потому что человек вот сейчас покушал и больше ему не нужно — и так до следующего раза.

Информация другого типа развивает, и поэтому она более запоминающаяся. Поэтому, кстати, одна их самых замечательных вирусных тематик — это хорошие, качественные прогнозы недалекого будущего, основанные на серьезном фактаже. Мы не любим неопределенность.

Но тут есть некоторая разница; эта информация развивает не потому, что вам так сказали (кушайте наш йогурт и худейте!), а потому, что вы можете сами сделать этот вывод. А поскольку люди разные, каждый может найти свой вариант ее полезного применения.

Товары, товары.. какая мне выгода от товаров в социалках?

А выгода может быть такой. Ведь не зря Facebook запустил Timeline (временная линия жизни), которая показывает действия человека, а в идеале — прогресс человека, его личностный рост, взаимодействие с окружающим миром и другими людьми. Это виртуальное моделирование себя любимого, иначе мы не загружали бы на аватарки лучшие фотки и не постили бы умные статусы.

Точно так же на человека влияют и любые товары — материальные или интеллектуальные. Читая книжки, он повышает свой кругозор и IQ. Кушая овощи, мясо и фрукты, он наращивает мышечную массу, получает витамины, микро- и макроэлементы. Езда на велосипеде развивает ноги, спину, дыхание и т.д.

Все это влияет на признание обществом. Человек, который читает, более образован и знает больше других. У человека, который хорошо и сбалансировано питается, более гладкая и упругая кожа, блестящие волосы, более чистые глаза, хороший запах и много других, малозаметных на первый взгляд признаков; однако благодаря этому всему он более привлекателен для противоположного пола, а значит — имеет больше шансов завести потомство.

То есть, накопление и использование определенных ресурсов приводит к определенным изменениям в жизни.

Календарь изменений (покупок)

Вот это как раз и была моя мысль. Можно сделать приложение, в котором человек сможет отслеживать взаимосвязи, которые произойдут, если у него будет определенный товар. У каждого товара должны быть расписаны характеристики с акцентом на информации, благодаря которой человек может себя улучшать.

При этом можно задавать желаемые параметры. Но не параметры того, каким человек хочет видеть себя в недалеком будущем, потому что человек часто сам не знает, чего хочет, а максимальные ожидания — выглядеть, как Шварц в молодые годы — это идеалистичная картинка.

Лучше будет, если по мере выбора определенных товаров будут происходить определенные изменения. Например, я выбрал гантели — приложение отобразило список изменений: увеличенные мышцы. Выбрал конкретную книгу — отобразило, в какой области я могу «поумнеть» и что из этого может получится. Прочитал, например, учебник по PHP — стал программистом или научился делать свои проекты.

Таким образом, играя с разными товарами, можно строить картинку себя в будущем, а потом сохранять этот список товаров и делать покупки по очереди. В сам список можно парсить товарные предложения из поисковиков или брать мзду с рекламодателей за ТОП места.

Как вы думаете, могло бы из этого что-нибудь получится? :) И вы сами покупаете что-нибудь в социальных сетях?