Копирайтинг – творчество или ремесло?

Интересны ли двери для копирайтера?

Копирайтер и двериМои любимые копирайтерские темы – металлические двери, раскрутка сайта и сельскохозяйственные машины. На эти темы я с удовольствием креативлю тексты. Это емкие и благодарные темы, хотя к созданию текстов на эти темы я использую совершенно разные подходы.

Ранее меня занимал вопрос: журналистика – это творчество или ремесло. Если журналист – это генератор идей, значит, все очевидно и просто: журналистика – это творчество. Но знакомые «живые» журналисты лишь отмахиваются от этого: мол, каждый день создавать новости – какой там креатив, печатаешь материалы, как гайки на станке.

Сейчас поле моих исследований приобрело несколько иной характер. Сео копирайтинг – это творчество или ремесло? Многие бы назвали это чистой воды ремесло (как и журналистика – чистой воды творчество), но я бы не была столь категорична.

Язык как математика

Возвращаясь к моим любимым копирайтерским темам, попытаюсь доступно объяснить мою к ним дивную любовь, а также ответить на «вечный» вопрос.

Каждый день писать тексты на самые разнообразные темы и в достаточно большом объеме – откровенно говоря, рутина. Нужно иметь либо очень серьезную мотивацию, чтобы организовать себя для каждодневной работы (например, оптимизирующий гонорар), либо безумно любить слово и уметь им пользоваться. В первом случае, это новая инквизиторская «находка» – лучше уж сменить тип работы или профессию. Во втором, это увлекательная игра в слова – что сравнимо, например, с разгадыванием кроссвордов.

Язык – очень точен и логичен, как математическая формула. Если слова ставить в нужном (а не только в правильном) порядке, то слова оживают, они как будто говорят: посмотрите, какие мы красивые. Текст из красивых слов – звучит. Наверное, только с такой позиции следует подходить к написанию копирайтерских текстов.

Любовь № 1. Броневери. Образ

Одно время меня пугали металлические двери. Это нечто огромное, массивное, футуристическое. Ну, что о них прекрасного можно сказать? Поднимая пласты информации – от примитивного, что такое двери, до более сложного – свойств металла, я либо отключалась, либо переключалась (с большим удовольствием!) на рекламные баннера сайтов. Но в какой-то момент (обычно это называют творческим озарением) я «увидела» всю красоту дверей. Я внимательно изучала их структуру – нет ничего более изящного и совершенного! Я восхищалась палитрой декоративной отделки. Металлические двери защищают тепло и уют родного дома. Они невозмутимы, как скала перед морской стихией… Входные металлические двери – это надежная опора каждого владельца дома…

Резюме. Металлические двери – это просто двери, какими бы оригинальными и качественными они не были. Но для сео копирайтера главное не столько описать качественные характеристики продукта (к сожалению, много из того, что копирайтер описывает, это информация от производителя, которой приходится доверять). Для копирайтера важно подобрать именно те слова, которые бы отражали идею продукта. Иными словами: о технико-эксплуатационных свойствах металлических дверей клиент сможет самостоятельно прочитать в каталоге или узнать из первых уст у менеджера по продажам, но почему он купит именно эти двери – это копирайтерское искусство убеждения. Если копирайтер найдет правильный образ – он сможет мастерски описать металлические двери.

Любовь № 2. Раскрутка сайта. Форма

Раскрутка сайта – еще одна моя излюбленная тема для творчества. По роду деятельности мне достаточно часто приходится создавать тексты о продвижении сайта, рекламе в Интернете, создании интернет-магазина и проч. На четырнадцатом материале, пришло осознание – нужно что-то в корне менять. Копирайтер – это своего рода универсальная машина для создания текстов под определенные ключевые слова, поэтому факт интересно/неинтересно заказчиком не рассматривается. Но поскольку содержимое (то бишь – тему) я сменить не могу, значит, следует изменить подачу информации (форму). В данной ситуации, выход один: с упоением играться в слова – проверять их на звук, на вкус, на запах. Придумывать оригинальные тайтлы и заголовки. Формировать разные микротемы и потом неожиданным образом вплетать их в единое текстовое полотно.

Резюме. Несомненно, разбираться в той теме, на которую пишешь материал, лучше хорошо, чем плохо. Однако вы честны перед собой и понимаете, что в какой-то из тем вы не профи и пользуетесь общедоступной и растиражированной информацией. Поэтому лучше отойти от провинциального рерайтинга и воспользоваться удивительными языковыми средствами для передачи известной информации. Находить интересную форму для «обыденной» темы – верное решение для хорошего рекламного копирайтинга.

Любовь № 3. Сельскохозяйственная техника. Структура

Мне, увлеченной детективными историями, создавать рекламные тексты на сельскохозяйственную тематику – это всего лишь очередное копирайтерское задание. Наверное, процесс создания текстов подобной тематики может спровоцировать утверждение, что копирайтинг – это все-таки ремесло. Возможно. Однако не разумно ли не называть творчеством то, что сложная техническая информация виртуозно нанизывается на костяк текста? Структура – вот то играющее начало сложного и непонятного. Понятие структуры несколько отличается от понятия формы. Метафорически это выглядит так: если форма – это вес слова, то структура – его внешние параметры.

Резюме. Важно – четкая информация, короткие предложения, использование списков, симметрия текста и т.д. Запаковать сельскохозяйственную технику в праздничное конфетти не всегда уместно, но вот подать информацию логично и структурировано – несомненный плюс для копирайтера. Грамотная структура текста положительно сыграет на эффективности и рекламности материала.

Эссенция

У каждого seo-копирайтера есть свои любимые темы. Они, как те хвастливые рыбаки, могут часами рассказывать, какая была удачная рыбалка на слова. Чувство юмора, теплая ирония и творческий подход к выполнению задания на сложную тему спасает их от рутины и обыденности.

Если творчество перестает приносить удовольствие и радость, оно превращается в ремесло. Кстати, это применимо не только к копирайтингу (например, журналистике). Хороший гонорар еще не является хорошим мотиватором. Но щедрое поощрение со стороны заказчика, несомненно, вдохновляет.

Использование возможностей образа, формы и структуры помогают создавать качественные сео тексты.

У каждого копирайтера есть свои секреты, как «расшевелить» внутренние ресурсы на написание хорошего рекламного текста. Я же для себя вывела оптимальное копирайтерское правило: «Не бывает неинтересных тем, бывает неправильный подход. Язык – та же математическая формула. И когда не хватает творческого восторга, вспоминай математику: a + b всегда равняется с».

Если искусство слова – это всегда творчество, то копирайтинг – его удачное отражение.