Google как-то неравномерно продвигает свои сервисы, особенно это касается сервисов электронной коммерции по отношению к русскоязычному интернету. Например, запущенные в 2010 году Google Покупки не выдерживают никакого сравнения с Яндекс.Маркетом и другими агрегаторами, при этом в Google.com есть отлично функционирующий торговый каталог Google Shopping или Product Search.

Что «у них» есть, чего у нас нет

Прайс-агрегаторы очень полезны для интернет-магазинов, потому что выдают по запросу (например «нетбук acer one 110») непосредственно товарные предложения с ценами, фотографиями и адресом магазина, а не просто все результаты, которые нашлись в общем поиске.

Сервисы такого рода для Украины и России – Яндекс.Маркет, Mail Товары, Price и другие. В одном из прошлых материалов (интервью с Галиной Витюк) можно прочитать о функциональности Яндекс. Маркета, а сейчас я хочу немного подробнее рассмотреть предложения Google – Google Покупки и Google Shopping. В Украине оба сервиса не работают, а зачем мне понадобилось к ним обращаться – постараюсь объяснить ниже.

Идею мне подала статья на searchengines о рекламных списках товаров. К сожалению, они тоже пока работают только в западном сегменте, несмотря на то, что запущены были еще в ноябре 2009.

Еще (для электронной торговли) у Google.com есть «вкусный» Commerce Search, но это уже совсем не наш уровень. Я не могу себе представить предпринимателя из СНГ, который согласится платить от 25000 USD в месяц за возможность интегрировать поиск Google в свой магазин, пусть даже с автозавершением запросов, рекомендациями, интегрированным Аналитиксом, своим дизайном в поиске, созданием категорий для фильтрации и другими плюшками.

Google Покупки

Были запущены в феврале 2010, вызвав тогда некоторое оживление, а у некоторых даже мысль, что это достойный соперник Я.Маркету.

В официальном заявлении разработчики сделали акцент на то, что это «родная» разработка (сделано в московском отделении Google), которая работает только в России, а другим странам недоступна. Действительно, зачем русскоязычным пользователям и бизнесменам отличный Product Search.

Отличия GПокупок в сравнении с Я.Маркетом:

1. Для добавления своих товаров в базу Яндекс.Маркета нужно выгрузить информацию из вашей товарной базы в файл (формат YML или XML), потом отправить заявку о добавлении магазина на модерацию и открыть доступ к обновлениям позиций.

В случае с GПокупками поисковой робот сам обходит интернет, сканируя товарные предложения и добавляя их в базу онлайн-каталога. С одной стороны, удобно, с другой – для отображения нормальной выдачи элементарную оптимизацию все равно придется сделать, как и отвечают в справке: «попробуйте добавить больше страниц в Sitemaps».

2. Я.Маркет сравнивает данные, предоставляемые магазином. Если вдруг резко меняется цена, предложение снимается, т.е., это контролируют. В GПокупках, как сказано выше, всем заведует робот, а значит, можно изощряться в периодах между индексацией.

3. Визуально выдача Я.Маркета тоже смотрится приятнее, все картинки на месте. В Google Покупках часто мелькает такой значок:

Хотя если перейти по ссылке в магазин, то с фотографиями все нормально. Видимо, GПокупки иногда почему-то не добавляют картинку.

Кроме этого, выдача Я.Маркета содержит характеристики товара:

Тогда как GПокупки просто подтягивают название, цены и описание из description:

4. Фильтрация. У Я.Маркета есть сортировка по:

  • цене
  • рейтингу
  • гарантии
  • наличию
  • категориям

У GПокупок только цена.

5. В завершение можно упомянуть еще популярные отзывы Я.Маркета, отображение магазинов на карте с одновременными товарными показами и указание региона, сравнение моделей и другие полезные функции.

И больше всего в GПокупках мне нравится нижняя плашка, рекомендующая сходить за искомым товаром на другие сервисы.

Google Shopping

Этот сервис тоже работает по принципу предоставления товарного файла в формате xml и txt и модерации. Добавить сюда фид можно, зарегистрировавшись в Mercant Center c помощью этих инструкций. Впрочем, Украины и России в списке стран для добавления ожидаемо нет.

(прим.: хотя некоторые, наверное, добавляют. Очень часто по русскоязычному запросу выпадают позиции со ссылкой на украинский агрегатор AVA.ua.)

Смотрим, что есть в Google Shopping:

1. Выдача с характеристиками, магазинами, отзывами и сравнением цен.

Отзывы делятся на редакционные (профессиональные обзоры) и пользовательские. Отзывы, в свою очередь, можно сортировать по дате и релевантности.

2. Фильтрация товаров по:

  • цене
  • параметрам и категориям
  • релевантности
  • типу товара (ноутбук или нетбук)
  • бренду
  • доставке
  • новым товарам
  • наличию магазинов рядом

и другим характеристикам, которых более, чем достаточно.

3. Сервис подключен к системе онлайн-платежей Checkout.

4. Можно задать свое местоположение.

5. Можно изменять визуальное отображение сортировки (список или обложки).

То есть, функционал более чем приятный.

?

Зачем были запущены Google Покупки, которые больше года висят недоработанными, когда есть рабочий Google Shopping? Я уже молчу о том, почему их нет в Украине.

Почему сразу нельзя было адаптировать Product Search для Украины и России вместо того, чтобы придумывать велосипед? Тем более, что продвигаем сайты мы в двух поисковиках, всем известных, и у одного из них есть нормальный русскоязычный онлайн-каталог, для которого владельцы ИМ могут оптимизировать сниппеты, а у второго — нет.

Конечно, адаптированная версия была бы облегченной, хотя бы потому, что сперва возникли бы с Google Checkout, а потом еще с чем-нибудь.

(В Украине с платежными системами вообще проблемы. Буквально на днях Нацбанк заявил, что Яндекс.Деньги на территории страны работают незаконно, то же самое можно сказать и про WebMoney, а c выводом денег из PayPal сопряжены определенные трудности.)

Но Яндекс.Маркет и Mail Товары же у нас работают, и ничего страшного не происходит.