Каждый человек, пользующийся услугами интернет-рекламы для продвижения своего бизнеса, хотел бы понимать, какой маркетинговый канал приносит наибольшую прибыль и, следовательно, является более рентабельным. Провести подобный анализ вовсе не сложно — достаточно всего лишь правильно расставить так называемые UTM-метки в URL-адресе целевой страницы сайта.

Расшифровка аббревиатуры UTM (Urchin Tracking Module) в переводе на русский язык говорит сама за себя: отслеживающий модуль Urchin (компания Urchin Software в 2005 году была поглощена поисковым гигантом Google). UTM-метки как раз и были разработаны для отслеживания переходов с оплачиваемых рекламных компаний. Чаще всего, маркировку UTM используют для отслеживания переходов с рекламных компаний в Яндекс.Директ. Также в отчетах Google Analytics существует возможность отделить переходы с Яндекс.Директ.

Как это работает?

Суть использования UTM-меток сводится к тому, что к URL целевой страницы добавляются дополнительные данные в форме _GET параметра, которые, в последствии, будут расшифрованы средством веб-аналитики (Google Analytics и Яндекс.Метрика), которое, в свою очередь, отобразит подробную статистику по источникам трафика.

Давайте рассмотрим конкретный пример: допустим, мы определились с целевой страницей (пусть это будет страница http://aweb.ua/services); после добавления к этому адресу UTM-меток наш URL будет иметь следующий вид:

http://aweb.ua/services?utm_campaign=YD&utm_medium=cpc&utm_source=yandex&utm_term=aweb

Такая запись будет означать следующее: пользователь перешел на страницу http://aweb.ua/services по ссылке в рекламном объявлении Яндекс.Директ по запросу aweb.

Тут важно учесть один нюанс: многие веб-мастера, приводя URL страницы к ЧПУ-виду, настраивают 301 серверный редирект со страниц, в URL которых содержатся _GET параметры на страницы ЧПУ-вида. Так вот, это как раз тот случай, когда необходимо исключить выполнение редиректа для страниц, содержащих в URL UTM-метки, иначе смысл этих меток теряется.

Виды UTM-меток

Существуют обязательные и необязательные UTM-метки. К обязательным относятся такие:

  • Utm_source, показывающая источник перехода на целевую страницу;
  • Utm_medium, показывающая канал трафика (под каналом трафика подразумевается контекстная реклама, медийная реклама или email-рассылка);
  • Utm_campaign, показывающая название компании.

К необязательным относятся:

  • Utm_term — параметр, содержащий в себе ключевое слово кампании;
  • Utm_content — содержание кампании.

UTM-метки и SEO

С точки зрения SEO, существует небольшая проблема при использовании UTM-меток. Эта проблема в том, что страницы

и

содержат абсолютно одинаковый контент и, следовательно, поисковой системой будут расценены как дубли, а одна из них будет помещена во второстепенный индекс (в случае с Google). Обезопасить себя от такого сценария развития событий можно несколькими путями:

  • на странице с _GET параметрами UTM-меток установить мета-тег , с указанием основной, канонической страницы, не содержащей в URL UTM-меток;
  • в файле robots.txt прописать соответствующие директивы, которые запретят индексировать страницы с UTM-метками

Упрощаем себе жизнь

Конечно, написание UTM-меток — дело очень кропотливое и затратное по времени. Вы можете прописывать все необходимые _GET параметры UTM-меток вручную, рискуя ошибиться или допустить банальную опечатку, однако гораздо эффективнее будет воспользоваться сервисом Компоновщик URL от Google.

Также можно воспользоваться обычной таблицей Google Drive. Для этого необходимо сделать себе копию данной таблицы и вы сможете автоматизировать процесс дописывания UTM-меток, не имея ограничений на количество URL адресов.

Выводы

UTM-метки являются стандартизированным инструментом, с которым способны работать подавляющее большинство средств веб-аналитики. Данный инструмент позволяет с легкостью отслеживать трафик, полученный от рекламных компаний. Безусловно, данный инструмент стоит применять на практике, ведь он легко настраивается под все ваши требования.