Получилось немного пообщаться с Яной Франк, автором книг «Дневник дизайнера-маньяка», «Муза и чудовище», «365 дней творческого человека» и вообще очень интересным человеком.

Яна много лет занималась веб-дизайном, а еще больше (и по сей день) — иллюстрацией. Как она сама говорит, её с детства учили выражать свои мысли, поэтому её книги и ЖЖ так интересно читать. В последнем она выкладывает разные красивые вещи, мысли о творчестве, жизненные истории и многое другое, вольно или невольно вдохновляя многих людей поднять пятую точку и начать что-то делать от души и для души.

— Творческие люди часто «витают в облаках», в некотором роде довольно беспомощны в жизни. В то же время, есть такие, как вы, у которых все сложилось, пусть и нелегким путем. Откуда эта практическая жилка? Это естественный отбор?

Это какое-то выдуманное обобщение! Творческие люди, это люди, у которых выработан творческий подход к решению задач. Если следовать этой логике, как раз творческие — это те самые и есть, кто самым оригинальным способом подходит к жизненным проблемам. С каких это пор они беспомощны? :-)

И практическая жилка у всех есть.

Мне кажется, что представителям творческих профессий очень хорошо подходят малые и средние бизнесы, фриланс и прочие необычные способы зарабатывания денег. В Cоветском Cоюзе, где я выросла, такие формы зарабатывания денег никак не поддерживались, поэтому так много было творческих людей, у которых было много идей, как «состояться» и реализовать свои мечты, но у них не было возможности сделать это именно в такой форме, как им удобнее всего.

Оттуда и это клише про «вечно голодных художников». Посмотрите на Европу или Америку, где все эти формы бизнесов давно можно поднять без каких-то особых привилегий и знаний — увидите на этом рынке толпы состоявшихся «творческих людей».

Обложки книг Яны:

— Насколько был прав Бэнкси, когда сказал: «Вещь, которую я ненавижу в индустрии рекламы больше всего, — это то, что она притягивает к себе самых умных и деятельных молодых людей, оставляя нам в качестве художников тупых и самовлюбленных. Современное искусство — это зона бедствия. Никогда еще в истории человечества столь многое не было сосредоточенно в руках столь незначительного количества людей для того, чтобы сказать так мало.»?

Не согласна. В рекламную индустрию идут те, кого она притягивает. А те, кто хотят становиться художниками, ими и становятся. Мне кажется, глупо ненавидеть какую угодно индустрию, за то, что она кого-то там (бедненького, беспомощного и безвольного?) притянула.

И в мире современного искусства тоже все есть — от мафии и огроменных денег до голодных художников, от очень хороших и сильных вещей до полнейшей чепухи. Как всегда и было.

— Яна, насколько важна роль такого «технического» творчества, когда особого вдохновения нет и сидишь пилишь работу напильником? Понятно, что усидчивость и оттачивание навыка важны, но иногда приходит чуство, что просто грамотно сложил детали некоего конструктора, а не создал что-то.

Если вы про «ремесло», то оно важно, конечно. Какой вам толк от гениальной идеи, если вы не в состоянии выполнить ее так, чтобы конечный продукт имел «товарный вид»? Чтобы самовыразиться в полную силу, нужно владеть средствами самовыражения.

— Вы как-то говорили, что в дизайне и иллюстрации (да и в любом творчестве) есть зацикленность, боязнь отойти от привычного стиля. Как с этим справиться?

А зачем с этим справляться? Если у человека есть свой стиль, и ему нравится все в этом стиле делать, он так счастлив — зачем пытаться от этого избавиться?

Думаю, что гораздо больше проблем у тех, кому хочется пробовать разные стили, но страшно, что «не купят» или не будут узнавать, или не смогут раскручивать, если не будет узнаваемости в творчестве. Мне кажется, что от этого есть только одно «лечение» — очень много работать, тогда во всем, что человек делает, рано или поздно начинает просматриваться «свой почерк».

— А вы экспериментируете, делаете что-нибудь, где нельзя узнать ваш привычный стиль, или в этом нет потребности? (Если да — покажите, пожалуйста, интересно.)

Я, кажется, уже вошла в ту фазу, когда некий «мой почерк» уже просматривается во всех экспериментах. По крайней мере это утверждают сторонние зрители. А так — экспериментирую, конечно.

Даже вот:

http://miu-mau.org/illustration/gallery4.html
http://miu-mau.org/paintings/2009.html
http://miu-mau.org/paintings/diary09.html

три образца совершенно разных экспериментов.

— Как вы относитесь к картинам Гигера, к искусству подобного рода?

А почему именно Гигера? Видела я и более нездоровое. :-)

Сегодня «нездоровыми» штуками Гигера мало кого уже удивишь: все его «физиологичные» интерьеры и экстерьеры, и сложные конструкции, растущие из всех углов и оплетающие помещения — типичный ЛСД-шный и мескалиновый бред, такого уже тоннами понарисовали все, кто такие наркотики пробовали, после чего дружно успокоились. Причем мода на этот эксперимент отгремела уже лет 20 назад.

А сюжеты — как уже сказано — сейчас такие в моде, что Гигер по сравнению с ними совсем вообще безобидный. В остальном, — у Гигера сквозь все это еще просвечивает огромный талант, который не удалось «пропить и пронюхать», за это я его очень уважаю.

— Яна, вы много лет ведёте ЖЖ. Что это для вас?

В разное время это было для меня — разное. Эксперименты с текстами, с аудиторией, с организацией и систематизацией собственных мыслей. Просто хобби, удовольствие, дневник, рупор, окно, через которое я общаюсь с большим количеством людей.

В последние годы ЖЖ — единственная вещь, которой я занимаюсь практически всегда, в общем отрываясь только на моменты, когда я в реанимации. Т.е., это — рутина, «которая отсыхает последеней», нечто, что придает структуру и организованность любому дню.

— Вопрос про А. Лебедева, с которым вы дружите. Насколько он в реальности отличается от своего циничного виртуального образа?

Это зависит от того, кто как ощущает его блог. :-)

У меня ощущения не очень отличаются: по-моему он очень интересный человек с очень необычными взглядами на все вещи (что меня в нем всегда удивляло более всего), любопытный, веселый и «строгий, но справедливый». В остальном — всем, кто очень волнуется, я бы посоветовала понять, что «виртуальный образ» у каждого человека, пишущего даже очень и очень личный блог — это совсем одно, а его личная жизнь и внутренний мир — это совсем другое!

И абсолютно каждый человек просто обязан каким-то образом разделять эти миры (иначе в какой-то момент это плохо кончается — так же, как если бы вы пустили 20 тысяч человек на свою кухню!). У каждого человека есть свои механизмы самозащиты, и читатели их в какие-то моменты ощущают — они понимают, что наткнулись на некий барьер, на «нескладушку», кажется, что «тут» все как-то иначе, чем «там», и это вызывает у них праведный гнев. Но, вместо того, чтобы гневаться, пусть они подумают, что таким (иногда смешным, шутливым, гротескным или нелепым способом) человек просто пытается убрать от толпы хоть какую-то частичку своего личного пространства.

— Олег Пащенко и Илья Михайлов, проработав в Студии десять лет, ушли и примерно описали это так: «Всё надоело»… Что делать дизайнеру, который начинает этим «заболевать»?

Ну как, что делать — идти в другое место! Они вообще феноменально долго просидели на одном месте! 10 лет! Я такое ооочень редко вижу у дизайнеров и арт-директоров. Большинство в среднем уходят года через два, и это — совершенно нормально. Для этого и никаких причин и обоснования не нужно, кроме того, что пора сменить обстановку.