Насколько часто вы сталкиваетесь с заполнением веб-форм? Думаю, что часто. Будь то покупка товара в интернет-магазине или регистрация нового почтового ящика.
Для любого интернет-магазина или другого ресурса, на котором требуется заполнение веб-форм, удобство использования имеет довольно большое значение. От удобства зависит количество воспользовавшихся ими посетителей, а также то, насколько эффективным в итоге будет веб-ресурс.
Мы предлагаем ознакомиться с 16 советами оптимизации веб-форм.
- Капча (captcha) является достаточно эффективным инструментом для блокирования спама. Однако некоторые данные свидетельствуют о том, что плохо читаемая капча может значительно снизить количество регистраций или других действий на сайте. Если вам, все же, крайне необходимо использовать капчу, убедитесь, что она легко читается.
- Чрезмерно большое количество полей в форме. Пользователи должны заполнять только самые необходимые поля. Например, неужели вам действительно важен пол или дата рождения человека, который заказывает у вас на сайте холодильник? Не утомляйте пользователей. Часто бывает так, что большое количество полей или сложности при заполнении формы заставляют пользователя просто закрыть в браузере вкладку с вашим сайтом.
- Сделайте форму очевидной. Всевозможные современные скрипты помогают сделать формы красивым, однако красота — это не гарантия удобства и простоты заполнения. Сделайте форму простой и очевидной. Попросите друзей протестировать насколько легко заполнить форму.
- Кнопка «Очистить». Размещение кнопки «Очистить» рядом с кнопкой «Отправить» помогает только в одном — случайно удалить пользователю все то, что он внес в форму. Если уж очень необходимо, то размещайте кнопку «Очистить» как можно дальше от кнопки «Отправить».
- Кнопка отмены. При заказе того или иного товара не стоит показывать кнопку «Отменить». Это равносильно вопросу продавца: «Вы действительно хотите купить этот товар?».
- Обязательные поля. Как правило, люди хотят работать как можно меньше. По этой причине, ваши клиенты должны знать, какие поля обязательны для заполнения: только поля со звездочкой или с подобной маркировкой.
- Показывайте пользователям примеры заполнения формы. Например, под полем ввода номера телефона укажите, в каком формате вы хотите видеть введенный номер телефона (деление на код города и сам номер телефона или просто набор цифр без пробелов). Однако, не стоит увлекаться количеством примеров форматирования — это может создать сложности для пользователя.
- Показывайте кнопки «Вперед» и «Назад», если веб-форма состоит из нескольких шагов. Очень важно, чтобы при возвращении на предыдущую страницу, данные, которые внес пользователь, сохранялись.
- Подтверждение правильности заполнения формы. Есть два способа подтверждения правильности заполнения формы. Вы можете использовать скрипты на стороне клиента (например, JavaScript, который зависит от браузера) или серверную обработку. В пользу обработки на сервере говорит тот факт, что такая обработка намного меньше зависит от браузера пользователя и его настроек. Кроме того, такой способ более безопасен.
- Сообщения об ошибках. Убедитесь, что при ошибках в заполнении формы, пользователь получит понятные подсказки для корректировки или исправления ошибок. Например, если был введен некорректный адрес электронной почты, то система должна сообщать пользователю именно об этом, а не просто выдавать общую фразу «Ошибка заполнения».
- Проверка правильности заполнения каждого поля с помощью Ajax. Некоторые сайты используют проверку корректности вводимых данных уже на этапе заполнения пользователем формы. Это может быть очень эффективным и удобным. Согласитесь, ошибку намного проще исправить на этапе заполнения каждого поля, чем потом возвращаться к нему повторно.
- Функция «Запомнить». Позволяет клиентам экономить время при последующих входах или авторизации на вашем веб-ресурсе.
- Избегайте таких требований как: «Ваш пароль должен содержать буквы в верхнем и нижнем регистре, число, знак препинания и быть не короче 8 символов». Да, такое требование повышает защищенность пароля, однако оно может препятствовать повторным посещениям из-за того, что пользователь просто забудет пароль.
- Индикаторы прогресса. Для форм, которые состоят из нескольких страниц, очень желательно показывать индикатор прогресса заполнения. Людям любят знать на каком этапе заполнения формы они находятся, и сколько осталось шагов до завершения.
- Призывайте своих посетителей к действию. Ориентируйте посетителей на практические действия с их стороны. Используйте глаголы совершенного вида, т.е. «Найти» вместо «Искать».
- Размещение и размер кнопок. В веб-форме не забудьте выделить наиболее важные кнопки, ведущие к переходу. Например, если окончательное подтверждение заказа имеет две кнопки «Завершить заказ» и «Сохранить изменения», то стоит убедиться в том, что кнопка «Завершить заказ» более крупная и заметная.