Какие виды деятельности, основанные на профессиональных навыках, творческом потенциале и художественном таланте, способны стать источником экономической прибыли?

Лекция из цикла образовательных семинаров British Council.

Председатель агентства Сreative England Джон Ньюбаджин рассказывает про то, как изменяется мировая экономика, переходя от разработки природных ресурсов и материальных капиталовложений к интеллектуальному бизнесу.

Этой перепечаткой я бы хотел начать цикл статей об экономике, рассчитанный на начинающих предпринимателей и тех, кто интересуется экономическими процессами, действующими в обществе. Я планировал начать с общей макроэкономики, но понял, что перед Новым годом это будет немного сложно. И тут мне на глаза попалось это видео на Theory&Practice.

Theory&Practice – образовательный интернет-портал, где выкладываются статьи, лекции и интервью на тему науки, медиа, технологий и культуры

Слово господину Ньюбаджину.

Вступление: английский опыт поиска экономической целесообразности креатива

Елена (предыдущий докладчик) затронула в своей презентации очень интересную вещь. Она сказала, что культура часто чувствует себя как неродная дочь, падчерица экономики.

Но вы знаете, семейные отношения между экономикой и культурой гораздо сложнее. Когда мы смотрим на генетический код, на котором строится наше общество, мы понимаем, насколько сложны отношения между культурой, искусством, креативной экономикой, социальным благополучием, образованием, городским планированием. Все эти вещи неразрывно взаимосвязаны.

Мы в Великобритании обнаружили еще одну вещь за последние пятнадцать лет. Чем больше вы исследуете эти отношения – тем сложнее они становятся, вместо того, чтобы стать проще. Наверное, не очень полезно говорить об этом в начале форума, но это правда.

Когда мы начинали создавать картину креативной индустрии Великобритании, мы очень много концентрировались на экономических показателях. Чтобы привлечь интерес правительства, нужно начать именно с экономической целесообразности.

Но по мере дебатов, продолжающихся в Англии пятнадцать лет, взаимосвязь между образовательной политикой, социальной политикой, политикой в сфере искусства стала более очевидной. И нам нужно понимать ее более полномасштабно, чем ранее. Именно об этом я бы хотел поговорить в течении дальнейших двадцати минут.

Моя презентация состоит их трех частей; в одной из них я расскажу, как мы понимаем «креативную экономику», потому что понятие аккумулирует в себе и другие термины, такие как «культурная экономика», «экономика искусства», «цифровая экономика» – это все члены одной семьи.

Затем я расскажу о Великобритании – как мы развивали креативную экономику у нас в стране. В заключение я расскажу вам, как, на мой взгляд, эта новая экономика, которая зарождается, повлияет на мировую экономику в целом. Сейчас, наверное, еще слишком рано для того, чтобы мы осознали весь масштаб этих изменений.

Ресурсы старой и новой экономики

Ключевым ресурсом для для экономического развития всегда было вот это (мускул). Если хочешь больше выращивать в сельском хозяйстве – нужно больше рабочих рук. То есть, рабочие руки были великим ресурсом в истории человечества за все времена.

Но за последние двести лет, будь-то обусловлено развитием капиталистических рынков или чем-то еще, основной ресурс, который нужен для экономического развития – это огромное количество денег. Моделью этого стали промышленные производства и заводы, которые формировали наше общество на протяжении последних десятилетий.

(Прим.: если точнее – с начала XX века, во времена индустриальной революции. Тогда были созданы общественные школы и техникумы с одинаковыми предметами для изучения, потому что заводы нуждались в большом количестве квалифицированных рабочих и инженеров. Учеников, как и продукцию на конвейерах, выпускали пачками, что было дешевле и быстрее привилегированного обучения богатых семейств.)

Но сейчас мы входим в эру, когда ключевым ресурсом для производства становится мышление, это означает, что взаимоотношения между капиталом и человеческим трудом, между кадровыми ресурсами и экономикой полностью трансформировались.

Одним из ключевых моментов (новой) экономики – это ценность, основанная на творческом начале.

Например, картина состоит из красок, а краски состоят их химикатов, но это еще не все. Мы понимаем подлинную ценность этой картины. То же самое касается и очень дорогих модных туфель. Ценность туфель – себестоимость изготовления туфель ничто по сравнению с ценностью бренда и дизайна. Бренд и дизайн придают стоимость этой паре обуви, а не материал, из которого она сделана.

В период с 2000 г. по 2005 г. годовой доход в сфере креативной экономики достиг, в среднем, 8.7% от общего дохода государства (Великобритании), причем подобная динамика наблюдается в большинстве стран мира.

Отчет UNCTAD (Конференция по торговле и развитию), 2008 г.

Все больше людей и все меньше ресурсов

К 2025 количество квалифицированных специалистов (профессиональный средний класс) на территории Азии превысит общую численность населения Западной Европы и США.

Если подумать об этом, нужно учесть два момента – какие естественные ресурсы нашей планеты будут в наличии к 2025 году – как вы знаете, они быстро истощаются; и каким будет развитие креативной экономики?

Эта растущая армия людей должна обслуживаться. Она будет иметь свои потребности и, в отличие от сырья и природных ископаемых, которые истощаются по мере пользования человеком, те, кто больше пользуются продуктами креативной экономики (музыка, реклама, изобразительное искусство – дальше по тексту полный перечень), будут развиваться.

Мы с феноменальной быстротой потребляем природные ресурсы. Ваша страна (Россия) богата природными ресурсами, но они со временем будут истощаться. Чем мы будем их заменять?

Если после истощения ресурсов мы выживем, как человечество, перед нами будут стоять серьезные проблемы. Это еще один аспект изменяющегося мира.

Сегодня больше 50% мирового населения живет в городах. Сто лет назад в городах жили меньше 5%. Это означает, что большая часть мирового населения вовлечена в консьюмеризм (потребление) и различные формы экономики. Это означает, что экономическая деятельность тоже серьезно меняется.

Еще один аспект – помимо урбанизации мы видим все больший разрыв между бедными и богатыми. Этот разрыв существовал во все времена. Эта фотография сделана в одном индийском городе, и она отображает тот факт, что мы живем в очень нестабильном мире.

Если мы будем жить во времена, ведомые креативной индустрией, мы должны очень четко понимать – что такое социальные взаимоотношения, потому что у каждого человека есть талант.

Даже золотая рыбка хочет, чтобы ее переместили из маленького аквариума в большой и красивый. И если это можно сделать без разрушения планеты, без ущемления человеческих прав, нужно подумать, как это сделать.

Взаимодействие культуры, творчества, экономики и инновационных технологий для создания интеллектуальной собственности является перспективным источником дохода и новых рабочих мест, а также способствует социальному взаимодействию, межкультурному диалогу, профессиональному и личностному развитию людей.

UNCTAD, 2008

Европейская комиссия опубликовала отчет по креативности в прошлом году. Там говорится, что креативная индустрия не только сама по себе является важным фактором, но и способствует развитию экономики, знаний и динамичного общества – именно это мы пытаемся доказать политикам Великобритании.

Креативная экономика в Великобритании

В 1997 году мы попытались обозначить основные ценности креативной экономики, и мы пришли к интересному определению. Мы хотели выразить реальность в условиях, когда мы не знали, что мы делаем.

Какие виды деятельности, основанные на профессиональных навыках, творческом потенциале и художественном таланте, способны стать источником экономической прибыли?

Энштейна однажды спросили за ужином:

«Над каким исследованием вы сейчас работаете?»

Он ответил:

«Если бы я знал, что я делаю, я бы не назвал это исследованием».

И пятнадцать лет назад мы действительно не знали, что мы делаем, поэтому не назвали это исследованием, а назвали мэппингом.

Мы пришли к такому определению 13 различных индустрий. Все они имеют в корне потенциал выработки интеллектуального имущества и креативной экономики.

  • Реклама
  • Архитектура
  • Искусство и антикварное дело
  • Дизайн
  • Мода
  • Кино
  • Индустрия развлечений
  • Музыка
  • Исполнительные искусства
  • Издательское дело
  • Радио и телевидение

Мы написали отчет, который излагал точку зрения экономистов на этот вопрос. Экономисты стараются понять – что такое экспрессивные ценности? И в чем действительно значимость взаимосвязи между сектором искусства, изобразительным искусством и экономикой?

Два года спустя правительство опубликовало отчет под названием Creative Britain. Благодаря ему, появилось сильное интеллектуальное течение, обусловленное двумя факторами.

Первый фактор – то, что креативная экономика была обусловлена мышлением на локальном (региональном, городском) уровне, когда креативный кластер и бизнес с поддержкой местных университетов, властей и любых местных органов, сходились вместе и полностью меняли креативную индустрию в данной местности.

Мы поговорим сегодня о важности кластеров и городов, и того, что происходит на локальных уровнях. Это гораздо важнее, чем то, что происходит на уровне государства и политиков – это тот моторчик, который движет креативной индустрией в Великобритании и правительство прекрасно это понимает.

Через десять лет источником дохода для крупнейших городов Великобритании будут преимущественно творческие индустрии.

Департамент культуры, спорта и массовых коммуникаций Великобритании, 2008 год

Еще в отчете особое значение уделялось образованию молодых людей в творческих индустриях. Это было признанием того, что если мы хотим иметь серьезные изменения в этой сфере, потребители продукта в креативной индустрии должны быть так же образованы, как и те, кто производит продукт. То есть, нужно взращивать аудиторию.

Мы не должны тренировать «рабочих» для креативной индустрии, мы должны развивать молодежь, чтобы она стала движущей силой и, одновременно, аудиторией для продукта креативной индустрии.

Этот отчет был очень серьезно воспринят обществом. Он послужил толчком для развития многих творческих индустрий. Сегодня креативная экономика во многом опирается на современные технологии, широкополосный интернет много сделал для ее развития.

В 2005 году Джорджем Коксом был написан отчет по инновациям и изменениям – не только в креативной индустрии, но и по всем отраслям Великобритании. В своем отчете он обозначил следующее – при закупке товаров и услуг правительство не может иметь креативным, но оно может закупать креативные продукты и, тем самым, стимулировать отрасль.

Общественный заказ поможет стимулировать новые способы производства.

Cox review, 2005

И это написал не художник, а бизнесмен. Он также написал, что крупные компании Великобритании должны нанимать креативных людей в свои правления, в члены советов директоров, потому что чем больше взаимосвязи будет между бизнесом и творчеством, тем больший будет прогресс.

В то время услышать такие слова от бизнесмена было удивительно. Но пару недель назад (прим.: видео залито на YouTube 24.10.2011) креативный директор Google сказал примерно то же самое на своей пресс-конференции, он сказал: «Нам нужно, чтобы наука, искусство и технологии поженились».

И это приводит нас к мысли, что мировая экономика переживает фундаментальные изменения.

Это завод в Китае. Много людей делают монотонную работу.

А это другой завод в Китае – без людей.

Процессы производства в современной промышленности уже почти не требуют человеческого труда. Его заменяют роботы. Это влечет за собой новую экономическую модель – не рабочие у станка, а небольшая группа людей, которые вместе работают над каким-то проектом.

Эти люди могут работать в компании, могут быть фрилансерами, и так далее.

Мир бизнеса сегодня работает именно по этой, радикально отличной модели. Председатель British Telecom (самый большой телекоммуникационный поставщик Великобритании), сказал, что в двадцать первом веке для ведения бизнеса нужны только три вещи – собака, чтобы разбудить вас, стол, чтобы за ним сидеть, и ноутбук, чтобы за ним работать.

Еще он сказал, что сегодня успех измеряется не так, как раньше.

Таланты повсюду

В отличие от добычи других ресурсов, нам не нужно, к примеру, бурить нефть – таланты есть повсюду. Условия для развития и способы для выражения таланта тоже разные.

Известный блогер Джефф Джарвис (тот самый, который поднял скандал Dell Hell) написал в cвоей книге «Что сделал бы Google?»: успех Google в том, что они позволили покупателям управлять своей компанией, адаптировали все желания своих клиентов в бизнес-модель.

То есть, они не только проводили рыночные исследования, а затем отражали комментарий пользователей в своих продуктах. Они позволяли своим пользователям самим формировать продукты (используя их интеллектуальные ресурсы)! При этом они платили за «тестирование», но гораздо меньше, чем профессионалам, и уже вовлекали ту аудиторию, которая будет играть в эту игру.

Совместные решения

Чем меньше вы разбираетесь в той сфере, к которой относится данная проблема, тем проще найти решение.

Harvard Business School, 2008 г.

Люди «не в курсе дела» зачастую могут прийти в более оригинальному решению из-за своих неискушенных взглядов, чем самые искушенные профессионалы.

Небольшой пример. Четыре года назад по британскому телевидению показывали шоу про детскую городскую больницу в Лондоне. Одна из серий показывала, как хирург с командой после операции перевозит пациента из отдела терапии в операционную, на кону человеческая жизнь.

Когда инженер Ferarri, который работал со своей командой на пит-стопах, пришел в больницу, они полностью переоборудовали процесс перемещения пациентов. Как инженеры-механики, они увидели в этом процессе много ошибок и помогли их исправить.

Как работает новая креативная экономика

Потребители должны доверять производителюПроизводители должны доверять потребителям

Капиталовложения (материальные)Человеческие ресурсы (нематериальные)

В старой модели капитальные вложения в заводы были самым большим рычагом развития экономики. А сегодня во всех развитых экономиках мира инвестиции неосязаемы. Человеческий капитал и программные продукты – самые важные мерила динамичной экономики.

Опять же – в старом мире, если вы произвели продукт, который никому не нравится, вы в проигрыше. В новой модели цена ошибки гораздо меньше, это позволяет людям экспериментировать и улучшать свой продукт.

Массовое производство (чем больше, тем красивее)Ограниченное производство (чем меньше, тем умнее)

Ошибки обходятся дорого (и приводят к катастрофе)Ошибки обходятся дёшево (а на них хорошо учиться)

Девиз Cisсo – «Лучше просить прощения, а не разрешения». Это означает, что лучше самому делать пробовать делать что-то, пусть даже неправильно, а потом говорить – простите, пожалуйста! Cisco считает, что именно так должна работать экономика нового мира.

В прошлом для успеха была важна физическая материальная инфраструктура. В новой модели важна социальная инфраструктура. Если собрать все это воедино, получается новая парадигма, экономика общества.

И мы видим взаимосвязь, вертикальную параллель между тем, что происходит в мире экономики и в мире социума. Это совершенно иные условия, в которых должно работать наше правительство и наши политики.

Во всех странах мира дети приобщаются к этому опыту.

Что делают эти дети? Возможно, что-то учат или смотрят мультик, или что-то создают. У них в руках источник информации, источник общения, источник создания благ.

И это все в одном маленьком ноутбуке. Для них так работает мир. Это способ, благодаря которому они общаются с людьми, благодаря которому они будут создавать свои продукты, это поражает не одного-двух, это поражает все человечество.

Подумайте о новом поколении, которые вырастет с этим мышлением – вот это наше будущее. Как к нему адаптироваться – это наша задача на ближайшие двадцать лет.

Оригинал