Еще в Киеве на вокзале мною были замечены Павел Грознян (MacPaw), Владимир Сахаров (Usabilitylab), Сергей Кудряшов (MacPaw), Юрий Грановский (Usabilitylab), значит мероприятие обещается быть интересным, а уже ранним утром я приехал в Запорожье.

Заранее купив билеты домой, я плавно переместился под указанную люстру на вокзале (место встречи, оговоренное организаторами), где уже находились Александр Бублиенко (Бублиенко) и еще несколько участников.

Когда все приезжие собрались, нас оперативно доставили в отель «Театральный» — место проведения конференции. Там уже были остальные участники, чай-кофе-печеньки и, конечно же, бесплатный WiFi, благоря которому сразу посыпались твиты и записи. И не зря. Во время вступительного слова Ярослав Бирзул (UXDepot) объявил о двух конкурсах: — на лучший твит с хештегом dcamp и лучшую трансляцию всего ивента в сети.

Призами были две отличные книги, на одну из которых я писал обзор: Лэнс Лавдэй и Сандра Нихаус «Веб дизайн для ROI: Проектирование прибыльных веб-сайтов»

Metro. Дизайн под Windows 8. Никита Лукьянец (Microsoft)


Первым докладчиком был Никита Лукьянец (Microsoft). Он рассказывал о Metro.

Metro Design Language – внутреннее кодовое название дизайнерского языка компании Microsoft, ориентированного на типографское оформление. Язык разработан Майкрософт для создания пользовательского интерфейса в Zune и Windows Media Center в мобильной операционной системе Windows Phone 7. В качестве основного шрифта используется шрифт из семейства Segoe – Segoe WP. Интерфейс Metro присутствует также и в Windows 8. Для его корректного отображения нужен экран с разрешением не ниже 1024*768. В целом, он похож на Windows Phone 7. Основную часть экрана занимают плитки. Подробности в последней сборке Windows Consumer Preview.

Википедия.

Было интересно. Cам стиль выглядит… необычно. Надеюсь, им будет удобно пользоваться. Еще мы узнали о конкурсе, победителям которого будет подарена первая таблетка на Windows 8.

Как заставить говорить корову? Павел Грознян (MacPaw)


После Metro наше внимание привлек Павел Грознян, интригующим названием «Как заставить говорить корову?». Этот же доклад, только более полную версию (час, а не полчаса) мы с удовольствием послушали на 4 встрече КИМ, посвященной юзабилити.

Павел рассказывал о своем опыте создания мобильных приложений и, по его словам, не все так просто, как кажется в радужных мечтах начинающим дизайнерам.

Павел считает, что во-первых, идеи сами по себе ничего не стоят. Кроме того, если идеей никто не пользуется, и кажется, что это свободная ниша – скорее всего, эта ниша никому не нужна, потому что все стоящее уже реализовали (сто пятьдесят тысяч «тудушек»…).

Если у вас есть идея, говорит Павел – сначала проверьте ее. Выйдите на улицы, найдите людей с тем устройством, под которое будете разрабатывать приложение, спросите — стали бы они таким пользоваться. Еще хорошо делать вещи, которые нужны вам самим — такие как Basecamp у 37 signals.

Если идей совсем нет — крадите их.

(Прим: здесь очень хочется вспомнить замечательные правила творчества Остина Клеона:

Кради как художник

Каждому художнику приходится отвечать на вопрос, откуда он берет свои идеи. Честный художник ответит: «Я ворую их». Вот и все, что можно об этом сказать. Это понимает каждый художник. Есть 3 слова, которые вселяют в меня надежду всякий раз, когда я их читаю:

«Нет ничего оригинального».

Об этом было сказано еще в Библии: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Экк 1:9). В любом новом проекте смешаны элементы старых идей или просто изменяется одна из них.

Что касается самого проектирования, то Павел сторонник того, чтобы даже не подходить к компьютеру без нарисованного на бумаге прототипа. И как раз на этом этапе нужно привлекать маркетологов, а не тогда, когда проект уже запускается.

Хотя Павел выступает всего второй раз, участники активно слушали и в конце доклада задавали вопросы. Брат Павла успевал активно транслировать события в онлайн и помогал листать слайды.

Куда смотрит общественность? Семён Лобач (DaVinci)


Следом выступил Семён Лобач (DaVinci) с мыслями о том, «Куда смотрит общественность?». Семён рассказывал о поведенческих факторах посетителей, о наиболее востребованных паттернах, о том, насколько важны акции и скидки.

Основные идеи: необходимо давать ответы на самые важные вопросы, акцентируя на них внимание, но в то же время посетители должны отдыхать, чтобы не было информационной перегрузки. Традиционные зацепки: акции, скидки, подарки, секс и насилие.

Финальные тезисы:

  • Раздражители хороши, но в меру
  • Мотивировать, но не командовать
  • Интриговать, но не отталкивать.

Еще из доклада мы узнали, как часто Семён ходит в Сильпо и каким надувательством он считает сбор балов по их накопительной системе.

Юзабилити в пространстве. Ольга Горенко (Usabilitylab)


Семён передал слово Ольге Горенко (Usabilitylab), которая устроила настоящее представление, сначала позвонив в звоночек, а потом отправив в зал несколько стаканов с виски. Так заводил знакомства один ее коллега, чей эксперимент Ольга решила повторить.

На этом приятные сюрпризы не закончились, Оля раздала желающим фирменные ленточки. Последние ушли, как бабушкины пирожки, хотя дарились избирательно (наверное, более вероятной целевой аудитории, которая может как-нибудь разрекламировать UL).

После начался сам доклад. Больше всего внимания уделялось, конечно же, персонализации продуктов / проектов. Один из слайдов обладал ключевыми словами:

  • Слушайте
  • Понимайте
  • Запоминайте
  • Думайте
  • Делайте подарки

Персонализация и адаптивный интерфейс — вот к чему следует стремиться.

По поводу персонализации. Ольга выступает за то, чтобы магазины запоминали cookies пользователей и, исходя из их просмотров, формировали товарную выдачу. Кроме того, та информация, которую пользователь уже видел или читал, должна скрываться.

На вопрос о технических характеристиках (это мы спросили опять-таки на встрече КИМ, которая проходила 10 мая) Ольга ответила, что куски кода она дать не готова, но такие разработки у них есть. У нас под рукой был программист, который в ответ на этот же вопрос печально качал головой :), его мнение — реализовывать это сложно и долго.

После доклада всех пригласили на обед (большое спасибо организаторам и принимающему отелю). Люди начали понемногу расходиться за тарелками, но в аудитории еще остались Сергей Воронов (PrimaDevGroup), Дмитрий Киселев (Киселёв) и Ярослав Бирзул (UXDepot), которые говорили о состоянии рынка дизайна, проектирования и создания проектов в целом. Их разговор был настолько интересен, что под конец в зале находилась уже треть всех участников.

Работа в UX-команде. Сергей Кудряшов (MacPaw)


Сразу после перерыва выступил Сергей Кудряшов (MacPaw), который любезно разрешил немного осоловевшей публике поспать, но без храпа.

Доклад Сергея «Работа в UX-команде», для некоторых участников оказался довольно сумбурным, но лично я вынес из него много полезных материалов, которые планирую внедрять в свою работу.

Так, фраза «мы не делаем _____, мы делаем продукт» задает тон работы в команде. Сергей объяснил свою точку зрения (многие компании предоставляют сервис, продают сервис, но увы, не продают продукт) и предложил поспорить, но желающих не нашлось.

Тогда Сергей перешел к обсуждению работы команды разработчиков, он привел и объяснил такие тезисы:

  • Лучше меньше, да лучше
  • Команда — семья
  • Набирайте «своих» людей
  • Начальник не глава, а наблюдатель и арбитр
  • Или все вместе или все отдельно
  • Меньше команда — больше риск, больше возможностей
  • Экспериментируйте

Негативное проектирование. Ярослав Бирзул (UXDepot)


После Сергея выступил организатор прошедшего мероприятия Ярослав Бирзул (UXDepot). Ярослав выступал с темой «Негативное проектирование», из которой можно было вынести информацию о том, на чем стоит акцентировать внимание, в процессе разработки и до какого этапа стоит вносить изменения в проект. Еще мы узнали, как принимают решение мужчины, женщины и пожилые люди.

Ярослав дал три комментария каждому типу поведения, после чего женская часть аудитории пригрозила запустить в него туфлей («Женщины действуют хаотиочно и алогично») и поинтересовалась, что об этом думает его жена. Ярослав ответил, что жены, к счастью, нет в зале (как оказалось позже, она там была).

(Прим.: если вы когда-нибудь обращали внимание, один из наших эпиграфов на сайте звучит так: «Когда женщина пошла купить зеленое пальто, а купила красную сумку, то веб-аналитика тут бессильна». Ждем свою порцию туфлей :).

Рецепты деликатного дизайна. Дмитрий Кисилёв (Киселёв)


Следующим был доклад Дмитрия Кисилёва (Киселёв) «Рецепты деликатного дизайна». В начале Дмитрий поделился своими небольшими хитростями, которые помогают ему более продуктивно работать:

  • Отказ от часов или перевести часы в аналоговый режим — это позволит меньше отвлекаться.
  • Сделать что-то неординарное, к примеру поиграть в настольный тенис левой рукой — вы взгляните на мир под новым углом, так как будете задействовать новые участки своего мозга (многие рекомендуют писать и чистить зубы левой рукой, для лучшего развития).

Дмитрий говорил о трендах, о работе компании, о дизайне в целом. Вот некоторые его мысли:

  • Для интернет магазина важны: информация о доставке и цене, надежность, доверие.
  • В продажах хорошо работают связки товаров, которые вы можете видеть на Амазоне и Розетке.
  • Используйте сетки, золотое и серебряное сечение.
  • Не отбрасывайте идеи заранее, удивляйте.
  • Будущее за адаптивным дизайном.

Доклад был настолько хорошо принят, что аудитория решила слушать дальше, хотя отведенное время уже закончилось. Выступление было очень вдохновляющим, и в кулуарах Дмитрия активно мучали разными вопросами :).

О чём не знал Брокман. Адаптируемся. Павел Колодяжный (Make)


После небольшого перерыва к микрофону подошел следующий докладчик, Павел Колодяжный (Make) с темой «О чём не знал Брокман. Адаптируемся».

Павел провел сравнительный экскурс по истории развития промышленного и веб-дизайна. Он считает, что мы находимся в замечательном времени, когда веб-дизайн cравнялся с промышленным и нам предстоит самим задавать направление его развития.

Он наглядно продемонстрировал статистику использования PC vs Mobile и Tablet, разбитую по годам. Динамика весьма наглядно показывает рост мобильных технологий. Еще Павел рассказал, как быстро сделать мобильную версию сайта, упомянул о необходимости использовать сетку и адаптивный дизайн.

Мастер-класс

К сожалению, Евгений Мусиенко (Турум-Бурум) не сумел приехать со своим докладом «Счастливый банковский UX», поэтому его эфирное время решили отдать импровизированному мастер-классу Ольги Горенко и Павла Колодяжного (спикеры мастер-класса выбирались голосованием.)

В начале мастер-класса аудитория решила, что мы будем продавать услуги юзабилити, т.к. посетитель нашел нас по запросу «повышение конверсии». Далее Сергей Воронов детально описал нашего персонажа (в подробности вдаваться не буду, но звали его Миша).

После началось долгое и сумбурное обсуждение сценария взаимодействия с данными, которые будут необходимы нашему персонажу для принятия решения. После того, как Ярослав Бирзул тонко намекнул «время заканчивается» Ольга довольно быстро подытожила всю импровизацию.

Результаты были интересными. К сожалению, пока на рынке нет проектов с детальной персонализацией выдачи для посетителей.

Круглый стол


В круглом столе приняли участие Никита Лукьянец, Семён Лобач, Ярослав Бирзул, Павел Грознян и Сергей Кудряшов. Жаль, но толковых вопросов почти не было. Наверное, участник устали от такого насыщенного интеллектуального марафона. Никита Лукьянец заскучал, а Павел Грознян начал переписываться с Сергеем Кудряшовым)). Круглый стол довольно быстро закончился, после чего Ярослав вручил подарки победителям и объявил весенний DCamp закрытым, пригласив всех желающих на афтепати.

У меня от мероприятия остались очень положительные эмоции. Спасибо организаторам и всем, кому не безразлично развитие юзабилити в Украине.

Фотографии взяты с 77.zp.ua/blog/33_d-camp-2012.