Меня давно интересуют рекомендательные сервисы и все, что с ними связано. Первой ласточкой в рунете был Имхонет.ру, освоивший культурный информационный сегмент, при этом остальные остались свободными. Странно…

Как не потеряться в огромном количестве информации? Довериться кому-то. Популярные блоги выполняют функцию сита, отсеивая шелуху и рекомендуя своим читателям то, что, по их мнению, заслуживает внимания. Но это лидеры мнений или агрегаторы, и их вкусы могут быть достаточно субъективными. Для более разносторонней оценки отлично подходят сервисы рекомендаций.

Принципы работы

1. Персонализованные рекомендации — основываются на том, что человек делал раньше

Например, Google personalized search сохраняет ваши поисковые запросы, и на их основе ищет более подходящие результаты. Контент сам себя советует.

Google personalized search

Эта функция у многих пользователей по вполне понятным причинам вызвала паранойю. Запросы перестанут быть анонимными (если можно назвать анонимностью привязку к IP-адресу), и будут привязаны к личному аккаунту.

Хотя Gmail тоже просматривается алгоритмом, вставляющим в письма контектстную рекламу (из-за чего периодически возникают судебные процессы и обвинения в нарушении конфеденциальности), но почтой пользуются миллионы людей. В случае с поиском это просто вопрос времени.

Еще пример: Twitter советует друзей, основываясь на ваших интересах (Suggestions for you).

Suggestions for you

P.S. У некоторых пользователей функция, похоже, еще не работает (у меня).

2. Социальные рекомендации — учитывают мнения друзей и людей со схожими интересами

Пример: Google HotPot — куда сходить поесть (рестораны, пабы, прочее).

Google HotPot

Нельзя забыть и вышеупомянутый Imhonet.ru, где можно отрецензировать книги, фильмы, спектакли и еще много чего. Его создатель Александр Долгин написал две интересные книги:

  • «Экономика символического обмена»
  • «Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка»

Также в интернете можно найти его доклады на конференциях по Web 3.0.

В книгах он развивает мысли о введении нового социального института – оценка любой продукции силами потребителей. Короче говоря — оцифрованное сарафанное радио.

3. Cущностные рекомендации — реклама тех или иных свойств продукции

 

Сложный комплекс оценки — надо выразить не общее впечатление (вкусно), а по частям (упаковка, состав, способ приготовления).

Слишком много всего

Думаю, с развитием подобных сервисов будет решаться еще одна проблема, скорее, психологическая — человека будут направлять к более конкретным результатам, не давая ему оглядываться по сторонам и отвлекаться.

Проблема выбора появляется не тогда, когда нечего выбирать, а тогда, когда слишком широкий ассортимент, что мы и видим в Сети. Некоторым людям тяжело не думать про разнообразие и сосредоточится на чем-то одном. Кажется, что все остальное тоже интересно! И за то время, когда можно уже что-нибудь прочитать или посмотреть, они все еще будут мучаться — то или это? Это или то?

Выгодные стартапы

Удивляет относительное затишье в области рекомендательных сервисов в рунете. Это прекрасный функционал для тех же знакомств, сайтов поиска работы и т.д.

На Имхонете есть раздел «Умные знакомства», но там мало людей. То ли рекламы не хватает, то ли (как мне кажется) недоработаны характеристики и общий механизм. Одинаковые фильмы в списке предпочтений еще не гарантируют взаимную привязанность. Я понимаю, что критиковать всегда легче.

Рекомендательные сервисы — огромная база данных, о чем Долгин постоянно повторяет. Настоящий рай для маркетологов. Можно смотреть — какая продукция популярна и по каким критериям, где сформировался спрос, и т.д. Не бесплатно, конечно. Это один из видов монетизации таких сервисов.

Возможно, основная проблема — написать хороший движок и просчитать все алгоритмы (как будет производится сортировка полученных данных и выдача результатов). Netflix два года назад предлагала миллион долларов тому, кто улучшит алгоритм их сервиса по видеопрокату.

Но все же, перспективность рекомендательных сервисов очевидна. Думаю, в 2011 году мы увидим еще не один такой, и не только от мастодонтов вроде Google.