Почему обанкротилась компания Polaroid? Зачем бизнесменам консультации бывших разведчиков? В каких ситуациях маркетологи или пиарщики могут оказаться беспомощными, и чем это угрожает бизнесу?

Об этом – гостевой пост специалиста по информационной разведке Дмитрия Золотухина, посвященный конференции RazvedkaCamp #2: Infowars.

Исторические примеры конкурентной борьбы

Часто успеха достигает не тот, кто первым научился создавать блага цивилизации и зарабатывать на них, а тот, кто воспользовался чужой идеей, знаниями или узнал о чем-нибудь раньше всех.

Семья Фуггеров из германского Аугсбурга еще в конце XIV века распространяли среди своих ключевых сотрудников на местах так называемый «новостной манускрипт», который содержал коммерческую и политическую информацию, поступавшую из всех пунктов, входивших в зону интересов компании, и позволял принимать управленческие решения. Это позволило Фуггерам создать целую империю и один из крупнейших банковских домов Европы того времени.

Ротшильды в конце XVIII века располагали двумястами агентами. Благодаря своим информаторам и их контакту с правительственными и военными структурами, Натан Ротшильд узнал о поражении Наполеона первым в Лондоне. Ротшильды владели этой информацией монопольно очень недолго, но этого было достаточно, чтобы они взяли под свой контроль самое передовое в технологическом плане направление того времени — текстильную промышленность.

В современном мире государства пытаются всеми силами защитить бизнес от недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа. Однако никакого отношения к сфере конкурентной разведки он не имеет.

Бизнес нанимает бывших специалистов разведки

Компании Моторола и Ксерокс стали первыми использовать сферу конкурентной разведки в 80-х годах прошлого столетия. Столкнувшись с агрессивными действиями конкурентов, каждая в своей отрасли, они были вынуждены искать новые подходы в борьбе за рынки. В этой деятельности компаниям активно помогали бывшие сотрудники американских спецслужб, которые после ухода в отставку консультировали бизнес и предлагали применять наработанные многолетним опытом навыки обращения с информацией, естественно за исключением тех, которые нарушали законодательные нормы.

В то же время, бизнес-среда не раз наказывала тех, кто пренебрегал целенаправленной работой с информацией. Печальным тому примером стала компания Polaroid. После создания фотоаппарата, который выдает готовый снимок через полминуты, акционерам Polaroid оставалось только снимать сливки на Уолл-Стрит и летать на свои острова, своими самолетами.

Но уже в 80-х годах аналитический отдел компании предоставил руководству отчет о перспективах развития фотоиндустрии и зарождении цифровой эры. Первые лица компании назвали эту информацию веселой футуристической чепухой, которую принимать во внимание не стоит. Вскоре цифровое будущее жестоко наказало компанию, которая уже в 2001 году начала свою первую процедуру банкротства.

Что такое конкурентная разведка?

Конкурентная разведка (или competitive intelligence) воспринимает сведения о конкурентах и их работе как один из аспектов полномасштабной информационной деятельности. Ведь угрозы рыночному положению компании и реализации ее стратегии далеко не всегда исходят от конкурентов. Основная ее цель – обеспечить управленцу состояние максимальной информированности о положении компании на рынке в любой момент времени. Сделать так, чтобы, принимающий решения топ, насколько возможно раньше знал о потенциальных изменениях в «окружающей среде», которые могут нести в себе риски или возможности для компании.

Заимствованные из сферы спецслужб и трансформированные для нужд бизнеса методики и технологии помогают управленцам эффективно решать задачи там, где «недорабатывает» маркетинг и пиар. Более того, конкурентная разведка значительно усиливает эти и другие направления, внося в работу креативные, эффективные и, в то же время, абсолютно законные подходы.

Пример реальной вакансии на должность информационного специалиста

В ежедневной «гонке» бизнеса за желанной целью, конкурентная разведка не только дает возможность узнать о стратегии, которую использует ваш соперник, но и знать заранее о погодных условиях, направлении ветра и о степени крутизны каждого поворота на вашем пути. Это залог того, что вы придете к финишу первыми.

«Мы действуем, чтобы узнавать, и узнаем, чтобы действовать» – этот негласный девиз российской разведки в полной мере характеризирует ту деятельность, о которой идет речь. Причем вторая его часть «узнаем, чтобы действовать» имеет еще большее значение, чем первая. Она означает, что информация, которую получают компании, должна быть правильно использована для осуществления изменений или в самой компании, или в ее стратегии на рынке, или для управления информационным пространством.

Первыми на постсоветском пространстве активно применять методики конкурентной разведки в их сегодняшнем виде, стали политтехнологи, непосредственной задачей которых является изменение информационного поля и общественного мнения. Со временем развитие информационного пространства достигло той черты, когда и бизнес-сфера стала ощущать мощное влияние репутационных рисков и негативной информации, источником которых был в основном интернет.

RazvedkaCamp #2: Infowars

На сегодня, фактически все компании, которые ведут публичную деятельность, стали зависимы от того, что о них пишут в интернете. Существует масса примеров целенаправленных информационных воздействий, направленных на дискредитацию компаний. Технологии конкурентной разведки помогают успешно этому противодействовать и управлять информационным полем в интересах компаний. Именно этим вопросам будет посвящена конференция RazvedkaCamp #2: Infowars, которая состоится 29 октября 2011 года.

Читатели Авеб могут получить скидку на мероприятие, но для этого нужно следить за нашими новостями.

————————————-

Блог Дмитрия Золотухина.

Вы можете задать вопросы Дмитрию в комментариях, а если они более конфеденциального характера, написать ему на почту razvedka@email.ua.