Сегодня у нас в гостях интересная, яркая женщина – копирайтер и PR-консультант Ольга Ларина. Прийдя из журналистики в связи с общественностью, Ольга три года оказывала услуги с помощью своего сайта olga-larina.com, создав таким образом персональный бренд.
Ольга работает PR-директором компании SMM Group и занимается продвижением в социальных сетях; а кроме того, преподает в разных проектах, в частности, в первой украинской школе политтехнологий Polit-PR.
− Оля, как ты пришла к цифровым коммуникациям?
Переход был вполне логичен. Тренды диктуют новые правила игры, и если раньше говорили: «Вас нет в «желтых страницах»? А есть ли вы вообще?» − то теперь это же можно сказать о представительстве компании в социальных сетях.
− Какие инструменты ты используешь для интернет-PR?
Всё зависит от задачи. Одно могу сказать точно: СПАМ-технологии и раньше не были особо эффективными, а сейчас они окончательно перестали работать. Посему ежели кто-то вздумает продвинуть продукт-компанию с помощью «завуалированной» рекламы оной, будет глубоко разочарован. Сейчас иное время. Если продажи – то face2face, если маркетинг – то только Marketing 3.0.
− Если задача бизнеса – «светиться», что для этого подходит? Я помню, на эту тему была интересная статья (PR в Red Keds) Виталия Быкова….
Все, что перечислил Виталий, и подходит. К сожалению, клиенты часто подменяют понятия. Мало создать просто информационный шум. Он должен быть правильным.
− А технически – какие сервисы помогают в интернет-PR?
Изменение информационного пространства — это все-таки скорее «ручная», тонкая работа. А вот технические средства, такие как Google Alerts или Яндекс Блоги (в том числе расширенный поиск по Твитеру и Google Reader) можно использовать для того, чтобы не тратить свое время на отслеживание изменений информационного пространства.
Данные сервисы можно настроить таким образом, чтобы оперативно получать информацию о новых публикациях либо отзывах по интересующей тематике, которые появляются в интернете.
− Рекламщики считают digital дополнительным каналом коммуникации, для них тут слишком маленькие бюджеты. Специлизированные цифровые агенства, наверное, видят в digital будущее. Как ты думаешь, кто прав?
Недавно читала результаты исследованияна Ain’e. Так вот, там приводились интереснейшие цифры: рекомендациям из социальных сетей верит больше 70% пользователей, а традиционной рекламе – менее 15%.
− Люди общались всегда. В социальных сетях есть что-то новое?
И да, и нет. Соцсети позволяют одновременно находиться на связи с десятками\сотнями\тысячами людей. Это колоссальная экономия времени, но и, по мнению моралистов, – обесценивание самой сути живого искреннего общения. Благодаря соцсетям вы можете познакомиться с людьми, с которыми вряд ли просто так встретились на улице. Ну и новости, конечно.
Если у вас грамотный твиттер – вы не читаете порталы. Вы уже подписаны на тех, кто их читает и выбирает для вас лучшее. Кстати, отставка Лужкова и трагедия в Домодедово окончательно показали, что телевизор мертв. Все новости люди получали по хэштегам за считанные минуты.
− Как ты понимаешь механизм вирусной рекламы?
В вирусняке главное идея. А вот с этим в Украине, увы, пока очень туго. Да и достойных специалистов мало. Это во-первых.
Во-вторых, уровень запросов от клиентов тоже низок – потому что компаниям и так есть пока чем заняться. Тем более, что хорошее вирусное видео действительно обходится дорого.
Ну и, в-третьих, мало кому удается ненавязчиво связать интересную провокацию и сам бренд.
− Но идея должна быть построена на чем? Знаешь, как в телевизоре: Секс, Страх, Смерть, в копирайтинге – слова-зацепки… Для вирусов есть аналогии?
Да, работают те же инструменты. Другое дело, что элегантно связать это с брендом практически ни у кого не получается. Потому и выглядит это весьма топорно.
− Как построить на Facebook лояльное сообщество для небольшого бренда?
Я всегда говорю: будьте интересными, и вы станете полезными. Не говорите о бренде – говорите о новостях рынка, трендах, экспертах и, конечно, о своих любимых потребителях.
Размещайте фото и видео. Вовлекайте их в свою жизнь! Создайте мотивацию – пусть на странице будет чуть больше информации, чем на иных площадках – такая дополнительная полезность отлично работает.
− А приблизительные сроки?
Минимум 3 месяца. Тогда можно будет подводить первые итоги.
− Что там должно происходить? Уже ясно, что миллион фанов – не обязательно хорошая конверсия.
Общение. Взаимное, интересное, живое общение. Первый позитивный звоночек – когда ваши пользователи начинают сами генерировать контент и размещать на ваших площадках. Одна из ключевых задач SMM – сформировать вокруг бренда лояльное коммьюнити онлайн и вывести его в оффлайн с последующей конвертацией в деньги.
− Какие задачи по социальному продвижению тебе ставят клиенты?
Очень разные. Те, кто понимают, что соцсети в первую очередь решают репутационные и имиджевые задачи, ставят вопрос правильно. Многие хотят моментальных продаж. С такими мы не работаем. Соцсети – это канал общения, а не продаж. И мы не отдел продаж, чтобы этим заниматься.
− Как ты оцениваешь результат продвижения, по каким критериям?
Есть масса способов и методик. Это находится вне зоны моей ответственности, так что конкретикой не порадую. Кроме выполнения всех KPI, клиент должен быть доволен. Это главный критерий!
Помимо этого, для достижения оптимальных результатов необходимо подходить к проблеме комплексно и не ограничиваться только онлайном. Ну и, безусловно, объективно оценивать внутренние бизнес-процессы. Потому что если у вас отсутствует нормальное гарантийное обслуживание, а в вашем колл-центре хамят – соцсети вас не спасут.