Довольно частая ошибка непрофессиональных оптимизаторов и некоторых клиентов – это мнение, что отображаемый в сервисах (в том числе и в официальном сервисе google) показатель Page Rank является чуть ли не важнейшим параметром продвигаемого сайта. В основном такие заблуждения возникают из-за не до конца правильного понимания основ алгоритмов ранжирования в поисковых системах.

Так что же такое Page Rank и какие основы заложены в метод его расчета? Рассмотрим это вкратце:

Допустим, в глобальной сети имеется некий документ (страница сайта). По умолчанию на момент создания данный документ имеет определенный минимальный вес, если на него никто не ссылается. По мере, того, как на него начинают идти линки с других веб-страниц этот документ набирает определенный вес, часть которого он может передать другим страницам (здесь все зависит от количества ссылок на нем и от других факторов, которые можно описать лишь в отдельном материале). Кстати, здесь не стоит заблуждаться, при простановке ссылок на такой странице на другие документы его вес никуда не уходит (не теряется), другими словами – передача веса происходит от документа к документу, но она не отнимается от так называемой страницы-донора (страница, что содержит ссылку). Итоговый подсчет авторитетности страниц, которые имеют больше всего ссылок происходит методом большого количества итераций, позволяющих получить максимально точный результат распределения (ведь в сети существует огромное количество веб-страниц). Поисковая система Google в придает ссылкам с нужным анкором с авторитетных страниц(набравших вес) большее значение, чем с только что созданных документов с минимальным начальным весом.

Так почему же нельзя оценить качество продвижения по значению тулбарного PR?

  1. Обновление значения Page Rank происходит очень редко.
    Как пример, в текущем году изменения отображаемого значения PR уже не было 6 месяцев. Разумеется, не стоит оценивать продвижение сайта по значению этого параметра, если он не обновлялся в течении этого периода. Даже если SEO компания взяла в работу ваш сайт 7 месяцев назад, вряд-ли этот параметр измениться за данный период, так как за месяц до апдейта ввиду инерционности процессов, PR скорее всего не изменился, а после он так и не обновлялся самой поисковой системой. Исключение являются так называемые домены-дропы (имена, на которых уже были сайты, но предыдущий владелец не обновил домен для него и он стал свободен для регистрации), там PR может не отображаться совсем, а потом стать доступным в течении определенного времени, также существуют некоторые корректировки PR для отдельных страниц сайтов.
  2.  

  3. Большая разница между значением тулбарного (видимого) и реального PR
    Важный момент – отображаемое значение Page Rank – это лишь некий усредненный показатель, имеющий значение от 0 до 10, которое высчитывается по логарифмической шкале, другими словами, страницы с PR0 могут очень сильно отличаться по весу друг от друга (где-то до 10 раз), так же и страницы в пределах других значений PR – 1, 2, …. . Более того, поисковая система не заинтересованна в точном отображении значений PR, так как эти данные косвенно могут породить количество поискового спама в сети (легче подбирать сайты-доноры, удешевление продвижения интернет сайтов).
  4.  

  5. Количество не означает качество.
    Поисковая оптимизация сайта включает в себя комплекс мер, где работа с ссылочной массой является завершающим и основным этапом, но успех практически не возможен без действий, направленных для улучшения структуры сайта, его предварительного анализа и оптимизации материалов (текстов, мета тегов). Кстати, Page Rank можно получить даже при грамотной внутренней перелинковке для большого сайта, тем не менее, это никогда не выведет ваш ресурс по конкурентным запросам в ТОП.
    Что касается ссылок с других ресурсов, то при работе над внешней ссылочной массой сайта происходит подбор ссылок с определенными параметрами (анкорный текст, тематика, возраст площадок, авторитетность в других ПС, уникальность текстов на страницах и их соответствие и так далее…), часто для вывода некоторых запросов в ТОП10 достаточно правильно созданной качественной ссылочной массы, которая не изменит значение PR с 0 до 3, тем не менее поисковые запросы будут уверенно себя чувствовать на высоких позициях (а для сайта ведь именно это есть результатом). Более того, сайт может быть под фильтром поисковой системы Google и плохо или совсем не ранжироваться по группе запросов, тем не менее иметь приличное значение PR. 

    Обычный пример по данному пункту – сайт korrespondent.net , имеющий PR7 не находится в ТОП10 по запросу “Президент”, хотя запрос не конкурентный, а это новостной сайт, где уйма информации, связанной с данным словом. Зато в десятке по этому запросу ни одного сайта кроме “Википедии” не имеет такого высокого значения PR.

В заключение хочется отметить – конечно, сайт, имеющий высокую авторитетность должен ранжироваться выше остальных, но это лишь один из нескольких сотен факторов ранжирования в google, значением которого можно пренебречь, здесь лучше говорить о его составляющей как части так называемой “трастовости” сайта, но здесь уже есть более важные составляющие, такие как возраст домена, история роста ссылочной массы и ее качество.