С помощью метаданных страниц (заголовки, ключевые слова) можно находить информацию в интернете и оперировать ею. Аналогично данные социального графа, описывающие конкретных пользователей – место работы, вид деятельности, интересы, круг друзей – позволяют управлять множеством взаимоотношений с огромным количеством знакомых.

Социальный граф

Граф – это связь, которая соединяет некие точки, в нашем случае – людей. Это то же самое, что веб для страниц, когда все документы соединены ссылками.

Мой социальный граф в Facebook

Есть общие связи и тематические. Например, сервис Hoover Connect сканирует онлайновые коммуникации и данные о частоте использования настольных приложений вроде Outlook, чтобы создавать карты связей между бизнесменами.

Пользователи, желающие выйти на контакт с определенным человеком, департаментом или компанией, могут использовать такие сервисы, чтобы найти точки соприкосновения. Можно визуализировать сеть своих контактов (вот как эту), чтобы наметить путь к тому человеку, который нужен.

Визуализация связей в Facebook

Визуализация связей в Twitter

Визуализация связей в LinledIn

Благодаря социальному графу можно получить доступ к своему онлайновому профилю отовсюду, независимо от того, какие сайты выбирает человек. Вместе с его идентичностью перемещается и его капитал в виде человеческих характеристик (талант, интеллект, харизма) и персональных, это социальные сети человека (сильные и слабые связи) и поддержка, которую он от них получает.

Сейчас в онлайн-связях все больше размывается граница между личным и профессиональным. Социальные сети расширяются от сфер личной жизни в сферы профессиональной деятельности и бизнес-взаимодействий.

Интерфейсы API позволяют другим сайтам и веб-сервисам получать информацию из профилей пользователей (информация, коммуникации, транзакции) и использовать ее для своих нужд.

В 2007 году инженеры Google инициировали проект OpenSocial для разработки социальных API с открытым кодом, чтобы не переписывать приложение под каждую популярную социальную сеть. Один раз встроил – работает везде.

Пользователи хотят иметь сервисы, которые знают об их действиях на тех или иных сайтах. Им лень каждый раз заново вводить о себе информацию. Встраивая платформенное приложение (от сайта) в аккаунт социальной сети они взаимодействуют со всеми друзьями, тоже установившими это приложение.

Информация подстраивается под пользователей

Где-то раз в десятилетие возникает новая технология, которая меняет бизнес. Появились текстовые процессоры – исчезли машинистки. Распространились интерактивные онлайн-каталоги – исчезли бумажные (на Западе это происходит гораздо быстрее). Упростились вычисления и рутинные операции (бумажная работа, документооборот), теперь с помощью ПК можно делать очень сложные анализы.

Сегодня технологии смещаются к вовлечению и поддержке отдельных людей. Возникает VRM – здесь потребители получают инструменты для взаимоотношения с поставщиками, тогда как в CRM поставщики управляют своей информацией о пользователях (Facebook – это CRM).

Развитие цифровых технологий:

  • 1970 – менфреймы
  • 1980 – ПК
  • 1990 – интернет
  • сегодня – онлайновый социальный граф

Четыре главных достижения интернет-медиа за последнее десятилетие:

1. Сообщества сайтов
2. Агрегация контента (популярные сайты и блоги)
3. Маркетинг в поисковых машинах – ответы «на лету» (поисковые запросы) и реклама «на лету» (релевантные рекламные объявления)
4. Поведенческое таргетирование – когда ключевые слова имеют несколько значений. Например, Paris Hilton – одновременно девушка и гостиница в Париже. Даже сегодня поисковые системы еще исходят из того, что все пользователи одинаковы. Например, результаты поискового запроса «SEO» будут одинаковы для меня и моего коллеги.

Чтобы это различать, создаются семантические базы данных, учитывающие уникальность каждого пользователя, его предпочтения и историю поиска (История поиска Google).

В недалеком будущем при заходе на сайт каждый пользователь будет видеть релевантные для него результаты. Как на YouTube, когда система советует ролики, исходя из тематики предыдущих просмотров.

Вместе с этим развивается релевантность, основанная на социальном графе; «подтягиваются» данные связей. На старых сайтах по интересам люди просто общались со всеми единомышленниками, в основном – незнакомцами. В социальных сетях они тоже совершают новые знакомства, но! Происходит укрепление реальных связей, когда онлайн-отношения перетекают в оффлайн. В онлайне пользователи общаются на тему того, что им интересно, с теми, кого они знают.

Хороший пример – сообщество My Starbacks Idea.

Раньше пользователи просто оставляли здесь комментарии и идеи; но когда сообщество очень разрослось, они почувствовали уменьшение своей важности. Тогда этот проект интегрировали c Facebook, и теперь пользователь видит первыми комментарии и предложения своих друзей. Он не чувствует себя каплей в море сотен тысяч пользователей. Наоборот, проект подстраивается под него, используя данные его социального графа.

По материалам книги «Эра Facebook», автор Клара Ших